Звучит интересно, выглядит – тоже. Учёные из Института белка рассказали школьникам о своей работе

01 июля 2022 г., 10:01

Просмотры: 152


Прийти на день открытых дверей в Институт белка, чтобы выбрать будущую профессию? Познакомиться с передовыми исследованиями и даже попробовать выполнить их самому? Участники экскурсии 29 июня заглянули в лаборатории, узнали о самых интересных приборах, о том, как из белков делают кристаллы, о сборе данных и их обработке, создании компьютерных моделей, а также прикладном применении исследований.

Фото Андрея Михайлина

– В этом году у нас экспериментальный вариант, – рассказывает Екатерина Никонова, учёный секретарь Института белка РАН. – Мы решили попробовать привлечь молодое поколение, чтобы школьники тоже начали интересоваться наукой. Рассказать им, что и как у нас проходит в институте, дать попробовать что-то сделать руками, показать, что такое центрифуга, помочь понять, что такое молекулы, как они выглядят и что их можно создать на компьютере, повертеть, покрутить.

Андрей Михайлин-Белок экскурсия-29-6-22 (26).jpg

Фото Андрея Михайлина

Белка как неофициальный символ института и белки – как официальный объект его исследований. Небольшой рассказ об общих направлениях работы предварил большую экскурсию.

институт белка Андрей Михайлин-Белок экскурсия-29-6-22 (3).jpg

Фото Андрея Михайлина

– Биология – это живые существа вокруг нас, начиная от вирусов, которые попадаются в том числе и в пыли, и кончая млекопитающими, теми же самыми белками. Мы занимаемся молекулярной биологией, тем, что находится внутри этих организмов, на уровне молекул. Вопросы задавать можно, – поощрил интерес Алексей Никулин, зам. директора Института белка. А потом сам озвучил вопросы, стоящие перед исследователями: как у цепочки аминокислот, из которых состоят белки, получается так компактно сворачиваться? И почему она сворачивается именно так, а не иначе?

Андрей Михайлин-Белок экскурсия- Никулин 29-6-22 (4).jpg

Фото Андрея Михайлина

Андрей Михайлин-Белок экскурсия-29-6-22 (9).jpg

Фото Андрея Михайлина

Питательная среда для знаний

Саму экскурсию предварил небольшой инструктаж по поведению в лабораториях – со вредными веществами ребята не встречались, но ведь и случайно занести грязь в исследования – неприятный момент. Тема продолжилась знакомством со специальным аппаратом.

– Растворы должны быть стерильные, иначе кроме бактерии, с которой вы работаете, в питательной среде вырастет всё, что угодно. Для стерилизации используется автоклав. Скороварка по-старинному. У нас есть три варианта. Вот это старинный автоклав, где всё нужно делать вручную – запускать горячий воздух, выпускать пар, вручную контролировать давление. Следующие два – это современные мультиварки, скажем так. Они делают всё сами, нужно только выбрать программу.

Андрей Михайлин-Белок экскурсия-29-6-22 (13).jpg

Фото Андрея Михайлина

Андрей Михайлин-Белок экскурсия-29-6-22 (14).jpg

Фото Андрея Михайлина

Комната с центрифугами разных скоростей – в лабораториях стоят маленькие, со «скромной» парой тысяч оборотов в минуту, а здесь – 45, 75 и более тысяч. Холодная комната – и огромные морозильные камеры, «чтобы бактерии не портились», поясняет Екатерина в ответ на вопрос от юной участницы о том, зачем охлаждать образцы. А ещё бактериям в институте создают тёплые условия – баюкают в термостатах.

– Бактерии живут на питательной среде в маленьких пробирочках, – рассказала Екатерина Никонова. – Среда стала мутной – это значит, что бактерии растут. Изначально среда прозрачна. Когда туда засевают бактерии и они начинают размножаться, она мутнеет.

Андрей Михайлин-Белок экскурсия лаборатория опыт -29-6-22 (25).jpg

Фото Андрея Михайлина

Исследования белка – на пользу картофелю и во вред болезни Альцгеймера

В основном в Институте белка занимаются прикладной наукой, но есть здесь место и практическим разработкам, и о них узнали школьники.

– В нашей лаборатории занимаются вирусными заболеваниями, связанными с ковидом, с вирусом у картофеля, потому что картофель сейчас занимает пятое место среди всех продуктов, после зерновых он вообще на первом месте, и его болезни очень важны. Ещё одна тема – нейродегенеративные заболевания, к примеру, болезнь Альцгеймера, различные белки, которые с ними связаны, – рассказывает Екатерина Никонова.

Андрей Михайлин-Белок экскурсия-29-6-22 (10).jpg

Фото Андрея Михайлина

Как изменить белки обратно, чтобы они не приводили к такому заболеванию, либо как использовать уже другие белки для того, чтобы этих заболеваний не было? Вопросы, стоящие перед наукой, раскрывались перед ребятами.

Андрей Михайлин-Белок экскурсия лаборатория -29-6-22 (17).jpg

Фото Андрея Михайлина

– Мне было интересно попробовать исследование биологических клеток. И вообще, узнать, как это всё делается. Я пойду в 8 класс, куда дальше – ещё не определилась, думала, на медицинский. Но если есть возможность, почему бы выбрать такое дело, где можно исследовать что-нибудь интересное – биологические клетки, ДНК? Звучит интересно, выглядит – тоже, – говорит Ангелина Кузнецова. – Мне понравилось, как растят бактерии, как они размешиваются, как появляются в прозрачной жидкости – питательной среде, ещё холодная комната и выращивание кристаллов.

Андрей Михайлин-Белок экскурсия-29-6-22 (5).jpg

Фото Андрея Михайлина

Проба в роли

Учёные создают новую традицию экскурсий для детей, чтобы они уже со школы интересовались наукой и знакомилась с ней не только в теории. Так, ребята сами отобрали образцы, нагрели их и отправили в центрифугу, чтобы получить осадок.

– Мы пробовали набирать жидкость в пипетки и выливать в пробирки. – поясняет ученица 6 класса Мария Матвеева. – Сначала мы разогревали образцы, они становились белыми, а до этого были прозрачными. Потом их клали в центрифугу, ждали 90 секунд, внизу оставался осадок. Это нужно для того, чтобы исследовать белки. Рассказывают очень интересно и эксперименты делать интересно!

дети Андрей Михайлин-Белок экскурсия-29-6-22 (1).jpg

Фото Андрея Михайлина

 

Роль учёного, которую ребята примерили, теперь диктует им новые взгляды на своё будущее в биологии. «Возможно! Но это не точно», – говорят они о выборе профессии, о которой ещё недавно совсем ничего не знали.

Диана Ларионова


Научные сотрудники Института белка становились лауреатами премии губернатора Московской области и стипендии президента России для молодых учёных и аспирантов.

Обсудить тему

Введите символы с картинки*