Российские учёные разработали быстрый и эффективный метод диагностики рака почки

25 июля 2022 г., 9:11

Учёные из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН совместно с коллегами из Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова и Института физико-химической биологии им. А.Н. Белозёрского разработали новый неинвазивный метод диагностики почечно-клеточного рака. Свои исследования они опубликовали в июльском номере журнала «Биохимия».

На фото: заведующий лабораторией Наноструктур и нанотехнологий ИТЭБ РАН Юрий Шляпников

Почечно-клеточный рак является наиболее распространённым урологическим злокачественным новообразованием с высокой летальностью и низким уровнем выявляемости. Принятые в настоящее время методы диагностики, такие как компьютерная и магнитно-резонансная томография, а также УЗИ обладают достаточно высокой диагностической точностью, но не всегда позволяют отслеживать результаты лечения. Поэтому для получения дополнительных диагностических возможностей большое внимание уделяется поиску неинвазивных, специфических для различных форм рака биомаркеров в биологических жидкостях (т.н. жидкой биопсии), таких как кровь и моча. Как было показано ранее, в злокачественных опухолях могут экспрессироваться раково-сетчаточные антигены – фоторецепторные белки (рековерин, аррестин, трансдуцин, родопсинкиназа и др.), которые в норме присутствуют только в нервной ткани. Исследователи предположили, что эти белки могут содержаться в жидкой биопсии больных раком почки. Традиционно используемые методы анализа не могут их обнаружить из-за крайне низкой концентрации этих белков. Сотрудники Лаборатории наноструктур и нанотехнологий ИТЭБ РАН разработали мультиплексный метод ультрачувствительного иммуноанализа на микрочипах, позволяющий обнаружить одну десятитриллионную часть грамма (0,1 пг) каждого из раково-сетчаточных антигенов в миллилитре образца.

«С помощью разработанного нами мультиплексного иммуноанализа мы исследовали биологические жидкости (мочу и сыворотку) 89 больных почечно-клеточным раком и 50 неонкологических пациентов на присутствие ряда раково-сетчаточных антигенов. Результаты анализа мочи показали высокую диагностическую эффективность комбинации двух белков - аррестина и рековерина: при пороге 0,1 пг/мл значения чувствительности и специфичности превышают 90%. Это означает, что комбинация аррестина с рековерином может служить диагностическим неинвазивным мочевым биомаркером почечно-клеточного рака. Также было обнаружено, что в течение недели после хирургического лечения концентрации антигенов возвращаются к уровням, характерным для здоровых людей»,- рассказал один из авторов разработки, заведующий лабораторией Наноструктур и нанотехнологий ИТЭБ РАН Юрий Шляпников. - Таким образом, новый метод можно использовать не только для первичной диагностики рака почки, но и для оценки эффективности хирургического вмешательства и лечения, а также для доклинического выявления рецидивов заболевания.

Работа выполнена при поддержке гранта РНФ.

Материал подготовила Татьяна Перевязова