Монументу в честь Победы в Великой Отечественной войне в этом году исполняется 40 лет | [ Пущинская среда - последние новости

07 мая 2020, 10:27

Монументу в честь Победы в Великой Отечественной войне в этом году исполняется 40 лет

Монументу в честь Победы в Великой Отечественной войне в этом году исполняется 40 лет

9 Мая 1980 года на торжество, связанное с открытием городского Монумента в честь Победы, собрались пущинцы, приехали долгожданные гости – ветераны 106-го авиаполка. К красной ленте подходят двое – директор Научного центра, участник ВОВ академик Г.К. Скрябин и бывший командир 106-го Гвардейского, истребительного, дважды орденоносного авиационного полка, дважды Герой Советского Союза генерал-майор в отставке М.В. Кузнецов. Лента перерезана – и Монумент открыт.


На фото: открытие Монумента Победы, май 1980 года. Дважды Герой Советского Союза М.В. Кузнецов и директор Научного центра, участник войны, академик Г.К. Скрябин

Фото Якова Михайловича Непочатова, вывшего узника Бухенвальда



Монумент был создан по проекту главного архитектора города Виктора Кузьменко и художника Георгия Романихина и открыт 9 мая 1980 года. Многометровая стела из трех беломраморных пилонов – символ единства трех основных родов войск: сухопутных, авиации и военно-морского флота, устремившихся ввысь.

Адрес: г. Пущино,
Парк Победы

Заливной луг в пойме Оки был площадкой для бомбардировщиков

Тяжелейшие испытания выпали в первый год войны на долю местных жителей и солдат, защищавших Заочье от наступавшего врага.

Немецкая авиация впервые появилась над Заочьем в июле 1941 года. Начиная с этого времени вражеские самолеты регулярно совершали рейды вглубь нашей территории. Борьба с ними легла на плечи уцелевшей советской истребительной авиации и зенитных батарей. В задачу летчиков входило прикрытие Серпухова, железнодорожных мостов, железнодорожной станции и многих других военных объектов.

Но всё же основной заботой 178-го полка стало прикрытие серпуховского железнодорожного моста через Оку и стоявшего рядом ветхого автомобильного моста (нынешнего автомобильного моста и шоссе у Липиц тогда ещё не существовало). По мосту шло снабжение Тульского гарнизона и войск 50-й армии.


Одним из узлов противовоздушной обороны стал аэродром Липицы, на котором базировался 178-й истребительный авиационный полк. С 1942 года на аэродроме Липицы стал базироваться и 751-й бомбардировочный авиационный полк дальнего действия. Теперь заливной луг на Оке стал площадкой для тяжёлых самолётов – бомбардировщиков Ил-4.

Видимо, самолёт именно 751-го полка из Липиц потерпел катастрофу возле деревни Пущино, возвращаясь из района Курска в 1943 году. Повреждённый в бою бомбардировщик немножко не дотянул до аэродрома в Липицах и упал на окраине деревни Пущино. В то время на этом месте стоял деревенский сарай, приспособленный под картофелехранилище. Самолёт, вспоров крышу, угодил прямо в яму и загорелся. Трое из экипажа успели выпрыгнуть с парашютами, и им удалось спастись. Один из них повис на дереве, у другого парашют не раскрылся, и он скатился с крутого берега на лёд Оки, переломав себе руки и ноги. Жители Пущина отправили его в больницу, находившуюся в усадьбе. А потом, когда за ним приехали лётчики с Липицкого аэродрома, экипаж был переправлен в госпиталь. Лётчик, у которого парашют зацепился за крыло, вместе с самолётом врезался в сарай и сгорел. Утром вместо сарая и самолёта пущинцы увидели огромный холм пепла.

Наступавшие в 1941 году немецко-фашистские войска не смогли прорваться в Заокский край и были отброшены назад зимой 1941–1942 года.

По материалам, подготовленным
Василием Демидовым