Вечер, посвящённый 105-летию со дня рождения Георгия Константиновича Скрябина, состоялся в библиотеке
«Мы будем говорить о человеке, который очень много сделал для каждого из нас, для города, для Академии наук и науки в России», - такими словами начал встречу старожил, председатель краеведческого клуба «Пущиногорье» Вячеслав Лазарев. И каждый из присутствовавших 22 сентября добавлял факты к биографии академика. Георгий Константинович Скрябин решал не только исследовательские задачи, он вникал во всё – и в строительство котельной, и в установку телефонов для ветеранов, и в то, как в городе убирают снег.
– История нашего города живет в доме у каждого. И задача отдела краеведения – сохранить её и передать другим поколениям. Поэтому я вас очень прошу – всё, что вы знаете о Георгии Константиновиче и вообще об истории города, как-то принести сюда и зафиксировать на каком-нибудь носителе, – обратилась ко всем Светлана Голубкова, библиотекарь отдела краеведения. Светлана Витальевна отметила, что многие фотографии, а также предметы, связанные с жизнью Георгия Константиновича, передали в библиотеку коллеги учёного и другие жители города.
– Скрябины – замечательная семья. Семья трёх академиков: папа Константин Иванович, сам Георгий Константинович и его сын Константин Георгиевич. О Георгии Константиновиче в городе ходят легенды. Он сочетал в себе несочетаемое – бесконечную тягу к творчеству и талант организатора. Он был очень жёстким администратором и в то же время очень душевным человеком по отношению к сотрудникам. И очень много сделал для города – куда ни пойдешь, везде видна рука Георгия Константиновича, – отметила Светлана Витальевна.
Он был участником войны, и именно при нём открылся монумент славы в Парке Победы и было создано городское общество ветеранов. Его именем названа улица в микрорайоне В, вдоль домов 28-32.
– Обратите внимание, портреты у них удивительные! У всех трёх академиков замечательные усы. У Константина Ивановича были лучше, чем у Будённого, и тот ему даже завидовал! – говорят сотрудники библиотеки, передавая читателям книгу «Моя жизнь в науке», на обложке которой размещён портрет основателя научной династии.
– Георгий Константинович также носил усы, – говорят уже про «нашего» академика.
– И у Константина Георгиевича усы были богатые! – делятся впечатлениями те, кто был знаком с его сыном.
– Академик Юрий Михайлович Лотман говорил, что общество уважает и воспроизводит настоящую элиту, если цель этой элиты – служение. В данном случае, в семье трёх академиков Скрябиных, было именно служение стране, служение тому делу, которому они себя посвятили, – сказала директор библиотеки Вера Еремеева.
Константин Иванович петербуржец из русских купцов-староверов В1905-м закончил ветеринарный институт. Он занимался гельминтологией, работал в Средней Азии, где очень многих людей вылечил от паразитов.
– Недаром его в 1931 году приглашают в Москву. Он создает ветеринарную академию, в годы войны – Медицинскую академию наук. Общество гельминтологов и Ветеринарная академия до сих пор носят имя Константина Ивановича Скрябина, – рассказывает Вера Сергеевна и добавляет: – А свою будущую жену грузинку он украл!
Понятно, что в такой семье, у такого отца, не мог не появиться на свет удивительный учёный и организатор – Георгий Константинович Скрябин.
– Несмотря на то, что Георгий Константинович и его сын Константин Георгиевич работали за рубежом, они не уехали навсегда. Это истинные патриоты! Очень много династия Скрябиных сделала для нашей страны! – говорит Вера Еремеева.
– Институт биохимии и физиологии микроорганизмов сейчас носит имя Георгия Константиновича Скрябина. Вот начало строительства здания, – показывает Светлана Голубкова презентацию с историческими кадрами. – Вот так он выглядел в 70-е годы. Это фермзавод, на котором производились белковые концентраты из отходов нефтепроизводства. Здесь аппараты непрерывного культивирования микроорганизмов. Вот посмотрите, какая в институте замечательная научная библиотека!
Из воспоминаний пущинцев:
Георгий Константинович Скрябин постоянно обходил свой институт, всё проверял сам. Однажды ему сказали, что сделали новую лабораторию. Рядом по технике безопасности оборудовали душевые. Когда он пошёл с проверкой, спросил у инженера: «Работают?» Инженер ответил: «Да». И тогда Скрябин встал в этот душ и включил его, в белом костюме. И душ не заработал.
Закладка ФИБХа, визит президента Академии наук Мстислава Келдыша, приём многочисленных делегаций – на фото множество интересных событий. И Георгий Константинович, в знаменитом белом костюме!
Хуан Антонио Самаранч, Жак Ширак, Маргарет Тэтчер – на фотографиях рядом с академиком выдающиеся люди XX века. И в то же время – вот научная конференция, вот открытие монумента в городе Пущино, а вот и выезд на картошку…
– Ежегодные шествия 9 Мая всегда возглавлял Георгий Константинович, – добавляют из зала.
– Здесь выставлены экспонаты, которые были подарены Людмилой Алексеевной Головлёвой. К примеру, у нас здесь есть медаль «Академик», которая была вручена Георгию Константиновичу, когда ему было присвоено звание академика, – рассказывает Светлана Голубкова.
– Мне повезло много лет работать вместе с Георгием Константиновичем Скрябиным. В 1975-м году меня избрали председателем Совета депутатов, и вскоре он стал директором научного центра, – вспоминает Вячеслав Лазарев. – И я, и народ города Пущино познакомились с ним, когда открывался Дом учёных. Люди давно ждали такого места, где можно собираться, выступать. На открытие Дома учёных собралось много народу, полный зал. Скрябин в то время был заместителем директора института по науке. И он вбежал на сцену и сказал пламенную речь о том, как важно здесь развивать культурные мероприятия, общаться и с артистами, и учёным между собой. Он всё говорил энергично!
Выбрать какой же из вариантов стелы будут украшать въезд в город, добиться строительства здания милиции и детских садов, найти электронику к новому оборудованию в котельной, выполнить просьбу молодёжи и организовать танцплощадку, выделить новый дом для строителей – Георгий Константинович участвовал во многих городских делах, и когда работал в Пущине, и даже будучи в Москве.
В1983-м году решением исполкома Георгию Константиновичу было присвоено звание почётного гражданина города Пущино. Из-за занятости учёного, вручить ленту и документы в торжественной обстановке, как полагалось по положению, никак не удавалось. В конце концов Георгий Скрябин попросил Вячеслава Лазарева приехать в Академию наук и сделать это там.
– Он был главным учёным секретарём Академии наук. Первое время он разрывался – и главный учёный секретарь, и директор центра, и прочее. Он очень любил город, – вспоминает Вячеслав Лазарев.
Из воспоминаний пущинцев:
Был такой случай, когда строился у нас газопровод Дружба через Украину. И в это время запретили немцам трубы на газопровод давать. Когда Скрябину задавали вопрос: «Как вы к этому относитесь?» Он говорит: «Хорошо отношусь, как немцы нам помогают! Вы понимаете, у нас нет этих металлических труб, а теперь они не дают. Так мы у себя это разовьём. У нас будут трубы, мы уже будем продавать, наше время приходит, когда мы должны сами это выпускать».
– Скрябин – это глыба, – считает Николай Терещенко, также долгие годы проработавший в руководстве города Пущино. – Я не слишком хорошо знал его, но общался с теми людьми, которые с ним работали, прежде всего, Головлёвы и много-много других. Они отзывались о Скрябине самым лучшим образом, он их вырастил, они стали учёными, благодаря ему. Очень важно, когда человек поднимает рядом с собой тех, кто к ним работает, а не наоборот, принижает. Так вот, Скрябин был именно таким, он поднимал людей рядом с собой.
– Звонит Скрябин и говорит так: «Товарищ Терещенко, Вас беспокоит главный учёный секретарь Российской академии наук, академик Скрябин. Кстати, Коля (переходит на «Коля»), депутат Верховного Совета Российской Федерации, Герой Социалистического Труда. Слушай, уважь старика, у меня к тебе просьба. Ко мне пришёл человек, я его знаю ещё со СМУ-7, я с ним дело имел. Ему нужно помочь. Он придёт, и я надеюсь, что ты ему поможешь, – вспоминает один из телефонных разговоров со Скрябиным бывший тогда председателем исполкома Николай Терещенко и добавляет: – Вот, казалось бы, какое отношение к нему имеет какой-то сотрудник СМУ-7, давным-давно работавший с ним?
Людмила Симакина, житель города Пущино:
– Я пришла после школы в 70-м году в институт простым лаборантом, работала, когда Георгий Константинович был директором, и мне приходилось к нему ходить на личный приём. К нему можно было подойти тому, кто захочет. Я его помню вот в этом белом костюме и с красным платком. Звание академика ему дали н
е сразу.
А когда он его получил, он прошёлся по всему институту, заходил к нам во все лаборатории, и его все поздравляли.
– Он понимал прекрасно, что без города нет научного центра и научного центра нет без города, одно с другим связано, людям где-то нужно жить, везде должен быть нормальный быт. Ко всему у него было дело, во всём, – отмечают участники встречи.
Валерий Максимов вспоминал человеческие качества Георгия Константиновича и его жены. Во время одной из встреч в Москве, когда дела были завершены, супруги, зная, что пущинцам ещё предстоит долго добираться до дома, пригласили людей поужинать. Встречался он и с Константином Георгиевичем: «Их не узнать нельзя, порода есть порода», – отмечает Валерий Январиевич.
А Вера Еремеева обратила внимание на удивительный факт:
– Может быть, в мире и есть такое. Но в нашей стране, чтобы в династии было три академика, три лауреата Государственной премии – это уникальный случай!