Несовершенство техники, настроение и красота в простых вещах. Фотовыставку Сергея Чубарова можно увидеть до 3 октября | Пущино - последние новости

08 сентября 2022, 11:17

Несовершенство техники, настроение и красота в простых вещах. Фотовыставку Сергея Чубарова можно увидеть до 3 октября

Несовершенство техники, настроение и красота в простых вещах. Фотовыставку Сергея Чубарова можно увидеть до 3 октября

«Хольга» – так называется вторая выставка Сергея Чубарова, проходящая в Пущине. Он сам не успел посетить наш город, но многие жители, интересующиеся художественной фотографией и экспериментами в этой сфере, знают автора по тематическим интернет-платформам, форумам и сайтам. В минувшем году экспонировались лирические чёрно-белые монохромные кадры, в том числе сделанные в технике инфракрасной фотографии. В этот раз представлен фрагмент творчества Сергея Чубарова, который можно отнести к экспериментальной фотографии. Снимки выполнены на камеру «Хольга», как раз и давшую название выставке.

– «Хольга» – это плёночный фотоаппарат, который сейчас принято называть предтечей инстаграма. То есть фотоаппарат с фиксированным фокусным расстоянием, с малым количеством настроек, снимающий квадратные картинки. Цветные или чёрно-белые – зависело от плёнки, – рассказала пришедшим на открытие Евгения Комарова, руководитель отдела выставочной деятельности ЦКР «Вертикаль», стипендиат губернатора Московской области как выдающийся деятель культуры и искусства.

Наследие Сергея Чубарова представляет собой огромный архив, с фотографиями разной стилистики и разными методами печати. Подготовкой выставок занимается кураторская группа, состоящая из семьи и друзей автора. Проект «Хольга» зимой был презентован в Галерее классической фотографии, небольшой фрагмент представлен в Центральном выставочном зале города Краснодара, и 35 отпечатков сейчас прибыли в Пущино.

– Люди, которые следят за проектами Фестиваля русской художественной фотографии, могут вспомнить, что Сергей был дипломантом первого фестиваля, который имел тему «Русская пикториальная фотография начала XXI века». И тогда Сергей вошёл в коллекцию фестиваля с пятью или шестью отпечатками, что очень много, – напомнила Евгения Комарова.

Евгения Комарова, руководитель отдела выставочной деятельности ЦКР «Вертикаль», стипендиат губернатора Московской области как выдающийся деятель культуры и искусства: – В этом году работа с архивом Сергея Чубарова была номинирована на государственную стипендию для выдающихся деятелей культуры и искусства в разделе «Работа с художественным русским наследием» и получила поддержку Министерства культуры Российской федерации благодаря Союзу фотохудожников России. Автора уже нет, к сожалению, но можно помогать его наследию, помогать делать качественные отпечатки, оформлять коллекции. Как вы знаете, в городе Пущино тоже есть получатель этой государственной стипендии, который работает с архивом Анатолия Кирилловича Кулакова как хранитель художественного наследия.

-

Для пущинцев, пришедших в ЦКР в первый день работы выставки, экскурсию по ней провела Анна Сладкова, художник-иллюстратор, член кураторской группы проекта «Хольга» Сергея Чубарова.

– Сколько процентов здесь обработанных кадров? – прозвучал вопрос одного из пущинцев.

– Ноль процентов, – ответила Анна и рассказала об особенностях техники, на которой была выполнена съёмка.

Анна Сладкова, художник-иллюстратор, член кураторской группы проекта «Хольга» Сергея Чубарова: – Хольга – фотоаппарат, производимый в Китае в 80-х годах. Он позиционировался как простая камера для простых людей. Камера пластмассовая, она производилась на заводе, который изначально делал фотовспышки, поэтому, когда они решили делать фотоаппараты, там не было ни людей, ни нормального оборудования. Хольга – это маленький, лёгкий фотоаппарат, в котором, в изначальных моделях, даже оптика была пластмассовая. То есть там всё просвечивалось, и именно поэтому снимки на Хольгу очень своеобразные.

-

– Она имеет много особенностей, за которые сейчас её любят, и все эти особенности появились благодаря тому, что фотоаппарат был сконструирован очень просто. Мы видим здесь виньетки, достаточно размытый кадр, также есть засветки. И в отличие от каких-то стильных, красивых, сделанных на хорошую технику снимков, у нас получается некоторая такая мистическая картинка с эффектом бессознательности, – пояснила Анна Сладкова.

Кот, сидящий на окне в сужающейся полоске света, лошадь в поле, окутанная лёгким туманом, яркий цветок, вытянувшийся рядом с жёлтой трубой… На фотографиях Сергея Чубарова – то, что окружает нас и знакомо каждому. Вот, например – «Яблоки осенью красные в Овсянниково на яблоне». Сергей Чубаров любил такие странные названия, говорит Анна, рассказывающая о самом авторе снимков и его работах.

– По основному роду занятий Сергей Чубаров не фотограф, он занимался разработкой электротехники, но, несмотря на это, он очень много времени посвящал фотографии, серьёзно к ней относился, читал много книг, применял разные техники. За 10 лет перепробовал от 15 до 20 разных камер, с разными специфическими съёмками.

Овсянниково – это деревня, где родился Сергей Чубаров. Он часто приезжал туда со своей семьёй и любил снимать её.

– Как говорит его жена Наталья, рано утром он вставал, отдёргивал занавеску, смотрел какая погода, задёргивал… И какая бы погода ни была, ехал в поля и фотографировал. Затем он открыл для себя Италию, любил Тоскану и туда ездил точно также, в одни и те же локации. Там обязательно совершал по утрам автопутешествия по просёлочным дорогам, мимо виноградников, забирался в какую-нибудь глубинку и фотографировал те же самые туманы в полях, которые есть во всех деревнях, – рассказывает Анна Сладкова, и отмечает, что отличить снята та или иная фотография в Российской или итальянской глубинке с первого раза можно не всегда.

О прогулках по вечернему Овсянникову у его семьи есть интересная история. Жена говорит, что они ходили всегда гуськом. И впереди обязательно шёл Чубаров, смотрел, где красиво. Когда он видел красивое, говорил: «Стоп!». Все останавливались. Говорят, что даже такса сзади останавливалась. И тогда он делал свои кадры.

– Сергей не искал водопадов и красивых гор, он фотографировал что-то простое, но при этом очень интимно и душевно. Ему был близок пиктореализм – это направление в фотографии, чем-то похожее на живописный импрессионизм. Фотограф не снимает реальность как она есть, он пытается передать какую-то свою эмоцию, создать так называемый пейзаж настроения. Кстати, Поленов, любитель пейзажей настроения, был любимым художником Чубарова. И Сергей мог бесконечно фотографировать одну и ту же локацию. И кроме того, он очень любил геометрические формы и простые вещи.

Александр Родин, житель города Пущино: – С Сергеем я лично знаком не был, только заочно, через сайт для фотографов. Мы с ним эпизодически обменивались мнениями. Что-то спросишь, он ответит. Я на него был подписан. На этом сайте можно создавать альбомы, у Сергея был отдельный альбом – «Хольга». Я помню, как он выкладывал многие эти фотографии - жёлтую трубу, собаку с жёлтыми цветами. Яблоки на яблоне – это была фотография, которая меня поразила своим эффектом глубины за счёт того, что край размытый, центр резкий, и получается эффект объёмного изображения. На этой фотографии это было очень хорошо видно.

-

– Яблоня – это в основном про настроение, там мало геометрии. Здесь уже больше геометрических блоков, можно разделить композицию на какие-то массы. Постепенно Чубаров идёт от классического пейзажа, в котором есть линейная перспектива, к совершенно неклассическому, – рассказывает Анна Сладкова, смещаясь от одного выставочного отпечатка к другому и увлекая за собой слушателей. Она рассказывает о композиции кадра, особенностях фотоаппарата, фактах биографии автора выставки.

– Несмотря на то, что он экспериментировал с техникой, во всех этих работах чувствуется личность художника, и мне кажется, это главное, – считает Анна Сладкова.

Посмотреть выставку «Хольга» в галерее Центра культурного развития пущинцы могут до 3 октября.

Ирина Масленникова

Читайте также Когда включат отопление в Пущине?