Пущинец Игорь Егоров презентовал сборник «Окаём. Ока в русской поэзии» | Пущинская среда

14 сентября 2022, 16:28

Пущинец Игорь Егоров презентовал сборник «Окаём. Ока в русской поэзии»

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

Ока и хрустальная, и наполненная мышами, и похожая на млечный путь, и та, по которой минувшее плывёт. Разная, но у каждого своя, «всё та же в древности и в нови»… Яркие образы, и все они есть в вошедших в сборник стихах, посвящённых одной из главных русских рек. На обложке – Ока Василия Поленова, под обложкой – строки поэтов XIX века и наших современников. И даже на стенах гостиной Дома учёных, где 9 сентября прошла презентация – тоже Ока – со скирдами на берегу и старой пристанью недалеко от деревни Пущино… О том, как из идеи собрать стихи о городе выросла антология об Оке, рассказал землякам составитель издания Игорь Егоров.

Книги на столе, осенние цветы в вазе, картины вокруг, тихие приветствия пущинцев, рассаживающихся по местам. Уютный сентябрьский вечер в Доме учёных: тёплое освещение, тёплая атмосфера, ожидание прекрасного. «Мама пришла», – трогательное замечание, переданное от организаторов автору сборника, и вечер начинается. Всё неслучайно и сплетено в единую ткань бытия, где каждая ниточка составляет общий узор, и каждая строчка дополняет другую, складываясь в целый рассказ.

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

– Родился в Серпухове в 62-м году, с 66-го живу в Пущине, и практически вся жизнь прошла в этом городе, кроме нескольких лет учёбы в университете и службы в армии. Пущино моего детства – 60-е-70-е годы – город необыкновенный, замечательный, – так говорит об истоках Игорь Егоров, известный многим горожанам – как житель, сосед, коллега, учитель. На этот раз он выступил в роли автора составителя сборника стихов о Пущине и об Оке.

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

– Я много десятилетий собирал материал о городе, об окрестностях, интересовался историей, краеведением, собирал топонимы (наши неофициальные названия) и стихи о Пущине, об Оке. Несколько лет назад появилась мысль издать сборник, но когда стал всерьёз обдумывать состав, понял, что если брать только Пущино, то книга получится местечковой, не совсем профессиональной. Потому что Пущино при том, что это замечательный город, в котором многие из нас провели всю жизнь, в литературе пока освещён слабо в силу своей молодости. Из прозы знаю только рассказ Алексея Варламова «Попугай на Оке», в котором наш город представлен в достаточно маргинальном виде, и не все пущинцы оценят юмор Алексея Николаевича, – рассказал Игорь Егоров.

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

Он отметил, что с поэзией дела обстоят намного лучше, есть замечательные стихи, посвящённые нашему городу, но всё-таки их недостаточно много. Поэтому замысел трансформировался, и автор решил делать сборник не о Пущине, а об Оке.

– Ока река исключительная, многие деятели культуры считают её самой русской рекой, и об этом не раз говорил Пришвин, писал Шаламов. Есть очень много стихотворений – замечательных, талантливых, ярких – об Оке. И постепенно у меня сформировался такой сборник, получилась антология. Самое раннее стихотворение, описывающее Оку, которое я нашёл – Василия Жуковского. Знаменитая элегия написана в первой трети XIX века. И последнее стихотворение, которое завершает сборник – Сергея Плотова, замечательного современного барда и поэта.

Борис Никанорович Попов (1909-2001) «Утро на пристани. 1950 год» Холст. Масло. Фото Ирины Масленниковой

Борис Никанорович Попов (1909-2001) «Утро на пристани. 1950 год» Холст. Масло. Фото Ирины Масленниковой

Это первый опыт Игоря Егорова как редактора и составителя антологии. Он рассказал, что долго размышлял над расположением стихов и остановился на том, что следует печатать стихи не по годам рождения авторов или их принадлежности к тому или иному литературному направлению, а по дате первой публикации.

– Таким образом выстраивается хронологическая картинка, история Оки. От Жуковского и в последующие столетия, – пояснил Игорь Егоров.

– Сборник об Оке мне близок потому, что я сам вырос на ней, в моей жизни Пущино и река Ока сыграли огромную, важнейшую роль. У Довлатова есть такая шутка. Когда спрашивали армянин или не, он говорил – на 150%, даже мачеха, и та армянка. Вот я пущинец и житель Оки не на 100%, а больше. Потому что мама моя, которая здесь присутствует, родом из верховьев Оки, с Орловщины, и отец был из знаменитого города Тарусы, – пояснил автор сборника. – Я ездил в Орловскую область и часто бывал в Тарусе, где Ока также красива, как и у нас. Так что детство моё проходило на Оке, она была шире, глубже, чище, с замечательными пляжами. Поленово, Бёхово, Таруса – тот участок Оки описан в литературе многократно и воспет многими выдающимися поэтами.

– Название сборника появилось уже в последний момент и мне самому очень нравится. «Окаём». Дело в том, что русское слово «окоём» – горизонт, дали – пишется с буквой «о». Но здесь такое счастливое стечение обстоятельств, получается «Окаём» – это окский горизонт. И может быть даже взгляд на мир, видение мира через нашу Оку, – раскрывает интригу Игорь Егоров.

-

– На обложку я поместил картину «Ока. Первый снег» Василия Дмитриевича Поленова. Мне показалось, что она замечательно передаёт атмосферу ранней зимы, – поделился мнением составитель сборника.

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

Но пока до зимы ещё далеко, и в песнях, дополнивших вечер в Доме учёных, звучала тема осени. Произведения разных авторов исполнял бард Валерий Беседин. «Арбатский романс» Булата Окуджавы, «Волшебник» Эльдуса Сайфуллина, «Патриаршие пруды» Вадима Егорова… С именем и фамилией последнего есть история, связанная с выходом сборника.

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

Игорь Егоров рассказал, что для того, чтобы соблюсти закон, приходилось связываться с авторами стихов или их наследниками – звонить, ездить, писать. За некоторыми исключениями, всё, что планировал составитель, в сборник удалось включить.

– Сборник некоторым образом связан с Вадимом Егоровым. Мне очень нравится этот бард, и когда я вдруг обнаружил в интернете стихотворение «На берегах моей Оки», очень удивился, оно и по стилю не было похожим на Егорова, и я никогда не слышал, чтобы он жил где-то на Оке. Я включил стихотворение в сборник, несколько раз писал Вадиму по различным адресам – и бардовских клубов, и на место его работы в институт. Но Вадим не ответил, а без разрешения публиковать не хотелось. И вдруг, уже когда делали макет, мне попадается ещё один адрес Вадима Егорова, на солидном сайте поэта, барда и педагога. Меня в тот момент не насторожило, что педагога. Я пишу в очередной раз письмо: «Уважаемый Вадим, вот так и так, составляется сборник. Не против ли Вы, если Ваше стихотворение будет опубликовано?». Мгновенно приходит ответ по электронной почте: «Да, это моё стихотворение, я не против, чтобы оно было опубликовано, но я другой Егоров. Я Вадим Валерьевич Егоров, учитель истории и обществознания из Нижнего Новгорода». Конечно, я опубликовал это стихотворение, и потом выслал сборник Вадиму Валерьевичу Егорову, – рассказывает о курьёзе Игорь Егоров. Заметьте, тоже однофамилец этих двух авторов!

– Игорь Николаевич, а Вы сами пишете? – раздался вопрос из зала.

– Нет. Всегда говорю, что настолько люблю литературу и поэзию, что сам не пишу, – ответил Егоров, не бард, но педагог и автор антологии «Окаём».

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

Кстати, в сборник включены не только стихи, но и рассказы об их авторах. Составить их было непросто, признался Игорь Егоров:

– Я хотя и филолог, но не предполагал, берясь за эту работу, что когда об известном замечательном человеке, как Ахмадуллина или Цветаева, нужно написать всё и вместить в 10-15, максимум в 20 строчек, это сложная работа. Но надеюсь, что у меня получилось. Так что помимо прекрасной поэзии в книге есть и масса информации о самих поэтах, и именной указатель авторов в конце.

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

– Мне было интересно работать над этой книгой, потому что я многое узнал, познакомился с интересными людьми, некоторых поэтов открыл для себя по новому, совершенно неожиданно, – поделился Игорь Николаевич.

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

– Считаю, что поэзия – это не просто высшая форма литературы. На мой взгляд, это высшая форма существования языка вообще. Русского в данном случае. Надеюсь, что мое понимание поэзии, видение этой темы не подвело, и почти всё лучшее, что есть на сегодняшний момент, вошло сюда, в этот сборник, – отметил составитель.

Изверясь в разуме и в быте,

Осмеян дельными людьми,

Я выстроил себе обитель

из созерцанья и любви.

И в ней предела нет исканьям,

но как светло и высоко!

Её крепит армянский камень,

а стены – Пущино с Окой.

– Вот это точно про меня стихотворение! – сказал Игорь Егоров, прочитав строки известного многим пущинцам по дружбе с Иосифом Сухаровичем Гольденбергом Бориса Чичибабина.

«Любовь к Оке, центральной России, боль за неё, переживания за то, что происходит на нашей земле» – так описывает свои чувства, роднящие его с авторами стихов, Игорь Егоров. Игорь Николаевич отмечает, что на первом этапе подготовки сборника ему давал рекомендации поэт Юрий Кублановский. Поддержала создание книги и супруга, учитель русского языка и литературы Ануш Кетцян.

– Проект, конечно, некоммерческий, неокупаемый, и для меня это благодарность нашей прекрасной земле, малой родине, – говорит Игорь Егоров. – Я очень люблю Оку, Пущино, Подмосковье, считаю, что это красивейшие места России и они достойны, чтобы о них много писали, печатали, популяризовали. Сборник – это мой вклад в прославление своей Родины.

– По-моему лучше всех сказала о нашем городе Юнна Мориц в стихотворении 1979 года. В нём выражена вся суть Пущина. Не описан город, а передано ощущение, которое вызывал он у пущинцев и у людей, приезжавших сюда летом, – рассказывает Игорь Егоров, передавая слово актрисе Ольге Благой, которая прочитала для слушателей разные стихи из сборника.

Велимир Хлебников, Марина Цветаева, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц… Чтение прерывает викторина, где пущинцам по ритму и стилю предлагают угадать автора стихов. Маяковский, Некрасов, Баратынский – кого-то определяют сразу, с кем-то из авторов возникают затруднения. Подарком самой юной участнице Миле Поповой становится, конечно же, сборник «Окаём». На вопрос, откуда она знает стихи, четвероклассница отвечает:

– Если честно, из школьной программы. Я из гимназии «Пущино», мою учительницу зовут Светлана Сергеевна.

Вечер продолжается. Стихи из нового сборника читают и сам Игорь Егоров, и актриса Ольга Благая. И звучат: «Вьётся чайка над Окой на исходе дня» Валентина Берестова. «Плывёт одинокий гудок над Окой в сентябрьском мраке» Сергея Плотова.

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

– Хочу прочитать стихотворение Олега Елохова. Олег Елохов – псевдоним Олега Константиновича Епишина, нашего пущинского автора. Человека, который наряду с присутствующим здесь Валерием Александровичем Горячевым, сильно повлиял на меня. Я думал, что жизнь моя будет связана с биологией, с лесным хозяйством. Но поработав лесником под руководством Валерия Александровича и Олега Константиновича, понял, что моё призвание всё же литература, и поступил на филологический факультет. От ветеранов я узнавал много нового о Великой Отечественной войне, много такого, чего не скажут в школе. А от Горячева и Епишина узнавал настоящую историю русской литературы, услышал имена и стихи многих замечательных поэтов, за что я этим людям благодарен, – поделился Игорь Егоров. – И так как Олега Константиновича недавно не стало, я прочту его стихотворение, в варианте 80-го года, в том, в котором мне сам Олег Константинович в своё время подарил. Это о нашей Оке и городе Пущино 70-х годов.

В земную кожу врезана река.

В зеркальной жиле отражаясь,

Плывут по речке горы-облака,

За пожелтевшие поля цепляясь.

Торопят осень стаи журавлей,

Прощальным криком изнывая.

Осиротелость убранных полей

Тоску метелей призывает.

Прозрачен воздух, ясны дали.

Озябшим солнцем освещён,

Как город мой фундаментален!

Как город мой незащищён!..

– Вот какое стихотворение Станислава Куняева хотела я вам прочитать, - произносит Ольга Благая, и зал слушает:

Как славно быть самим собой!
Какая роскошь в наши годы
не кланяться перед судьбой
и не вымаливать свободы.

Придёт отчаянье — держись,
твоя опора и отрада
лишь в том, что ты построил жизнь
по-своему — другой не надо,

что у тебя свой чёрный хлеб,
своё невзрачное жилище
и даже свой семейный склеп
почти на родовом кладбище,

что у тебя своя Ока
всё та же в древности и в нови,
что у тебя своя тоска,
замешанная на любови...

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

С нежностью, с юмором, с бесконечной любовью к родному краю, звучали в этот вечер стихи. А в заключение весь зал пел – конечно же, песню об Оке.

Не тает ночь и не проходит,

А на Оке, а над Окой

Кричит случайный пароходик,

Надрывный жалостный такой...

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

Музыка Сергей Никитина, слова Дмитрия Сухарева. Помните? «А Никитин как-то на капустнике у нас спел «кричит последний биофизик», – добавляет ремарку методист Дома учёных Ольга Жиронкина. Зал, конечно же, улыбается.

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

И Ольга Фёдоровна приглашает собравшихся на следующую литературную гостиную. А эта уже подходит к концу. Несколько минут, автор подписывает экземпляры подошедшим к нему землякам, и каждый уходит, унося с собой частичку любви в обложке цвета речной воды.

Фото Ирины Масленниковой

Фото Ирины Масленниковой

Ирина Масленникова

Читайте такжеАвторская выставка работ резьбы по дереву открылась в Пущине