Карта стоек

Пущино. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 12 ноября

пасмурно+3 °C

Онлайн трансляция

Пущинским педагогам помогают развить научные мотивации у дошкольников

30 янв. 2015 г., 10:03

Просмотры: 210


«Исследовательско-проектная деятельность дошкольников», - современным педагогам не кажется странным такое направление работы. Да, именно столь юный возраст нуждается в особом научном подходе при изучении научных вопросов. Встреча, посвящённая проблемам и перспективам взаимодействия между вузами, школами, детскими садами и семьями в направлении развития исследовательских мотиваций у ребят, состоялась 28 января в учебно-методическом центре. Круглый стол стал продолжением программы конференции «Математика. Компьютер. Образование».

«Исследовательско-проектная деятельность дошкольников», - современным педагогам не кажется странным такое направление работы. Да, именно столь юный возраст нуждается в особом научном подходе при изучении научных вопросов. Встреча, посвящённая проблемам и перспективам взаимодействия между вузами, школами, детскими садами и семьями в направлении развития исследовательских мотиваций у ребят, состоялась 28 января в учебно-методическом центре. Круглый стол стал продолжением программы конференции «Математика. Компьютер. Образование».

Развитие научных мотиваций у дошкольников – этому посвятила свое выступление Татьяна Потапова, доктор биологических наук. Никаких парадоксов во фразе не кроется – приобщать к научным представлениям нужно не в аспирантуре, а в детском саду и именно в столь восприимчивом возрасте, считают специалисты. Познакомить пущинских педагогов и обменяться опытом, но не теоретическими выкладками, а практическими наработками – вот цель встречи.

«Особенности практических подходов, практических шагов в этом направлении состоят в том, что у детей в возрасте от 4 до 6 лет возникает природное стремление к постижению законов природы, которое они хотят реализовать», - рассказывает Татьяна Потапова, д.б.н., ведущий научный сотрудник отдела математических методов в биологии НИИ ФБХ им. Белозерского МГУ

Программа, рассчитанная на приобщение ребенка к научным представлениям – это не навязывание излишних занятий, а ответ на осознанную необходимость. Проще говоря, возможность утолить неуёмное любопытство и тягу к экспериментаторству маленьких почемучек.

«Но им очень важно, чтобы рядом был кто-то старший, который подходящими словами называл, что происходит и какие закономерности при этом имеют место, чтобы у детей это откладывалось в сознании», - добавила Татьяна Потапова.

Теоретическая база - учебная программа - существует довольно давно, но в практику она введена была только 5 лет назад. Об опыте по привитию научного мышления рассказала Юлия Петрова, заведующая московским детским садом. Это целый комплекс проектов, который реализуются в контакте с учеными и родителями. Учреждение стало экспериментальной площадкой «Детский сад – эталон экологической культуры». Здесь научные проекты совмещаются с игровыми занятиями, песнями, загадками, историями, сказками, созданием поделок и рисунков и обучающими праздниками.

«Выгонка листьев на срезанных ветках разных деревьев», «Выращивание семян редких растений», «Изучение свойств древесины» - для проведения некоторых исследований понадобилась даже экологическая лаборатория. А при реализации еще одного проекта ребята изучали бумагу во всех ее проявлениях, начиная от того, на чем писали древние люди, до собственных рисунков в формате наскальной живописи, фильмов о папирусе и, собственно, изготовления более современных образцов.

В итоге все проекты объединились в один – дошколята создали уголок леса с большим видовым разнообразием на территории детского сада. В этом им помогали студенты из Института леса.

«До того, как подсаживать все эти растения, у нас был еще один эксперимент – мы определяли качество почвы путем проращивания семян кресс-салата, - рассказала Юлия Петрова, заведующая детским садом №1820 г. Москвы. - Это был один из первых вариантов исследования, и, соответственно, дети анализировали, они сами ходили, брали образцы почвы, сами подсаживали семена, сами за ними смотрели и получали вывод, где чего больше выросло».

В проекты с восторгом включались не только дети, но и родители. Именно они становились движущей силой многих инициатив.

«Начали мы свою работу с того, что пригласили родителей с детьми в аптекарский огород филиала ботанического сада МГУ. Для нас было проведено занимательное занятие, где дети работали с настоящими микроскопами, мы ходили по аптекарскому огороду, собирали листочки, потом их рассматривали, изучали», - добавила Юлия Петрова.

Тема близка педагогам биологического центра, а практические примеры позволили мысленно перевести опыт развития исследовательской проектной деятельности в свое учреждение. На следующий день наших педагогов ждала еще одна встреча – мастер-класс «Разработка и реализация программ и проектов с участием детей 10-12 лет». Новые формы и методы, опробованные в пущинских учреждениях – это ли не следующий шаг в деятельности педагогов города?

Диана Ларионова

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц