Яндекс.Погода

пятница, 6 декабря

пасмурно+2 °C

Онлайн трансляция

Школьники из московского образовательного центра познакомились с пущинскими учёными

21 дек. 2015 г., 17:08

Просмотры: 223


Школьники из Образовательного центра на проспекте Вернадского г. Москвы посетили несколько институтов Пущинского научного центра РАН. Экскурсию в наукоград для учащихся 8-10 классов организовали педагоги школы, сотрудники Биотехнологических факультет МГУ и представители Пущинского научного центра РАН.

Школьники из Образовательного центра на проспекте Вернадского г. Москвы посетили несколько институтов Пущинского научного центра РАН. Экскурсию в наукоград для учащихся 8-10 классов организовали педагоги школы, сотрудники Биотехнологических факультет МГУ и представители Пущинского научного центра РАН.

Утром 15 декабря из остановившегося у Института теоретической и экспериментальной биофизики вышла группа любознательных школьников. «Места не хватило, ещё четверо не смогли поехать», - переживает педагог. «Сегодня на профильную экскурсию приехали 27 человек»,- рассказывает Маргарита Львовна Рыбникова, учитель биологии.

«Мы представляем Образовательный центр на проспекте Вернадского (бывшая школа 1485), где работают специализированные биохимические классы. Программа у ребят повышенного уровня. Есть и физико-математические, и гуманитарные классы. Мы входим в рейтинг лучших школ Москвы и Московской области, дети занимают призовые места на конкурсах и олимпиадах. Поэтому нам всегда всё интересно, и мы везде хотим побывать. Наши выпускники потом поступают в профильные вузы. Думаю, им будет интересен Пущинский научный центр», - поделилась мнением Маргарита Львовна, основатель биохимических классов в Образовательном центре на проспекте Вернадского.

Те, кому посчастливилось войти в состав группы, с интересом осматривались. Визит в Пущинский научный центр начался с лекции в большом конференц-зале ИТЭБа, которую провёл врио директора института Игорь Петрович Белецкий. Через несколько минут стало понятно – доктор биологических наук не щадит визитёров, и разговаривает с ними по-взрослому.

«Поисковые и биотехнологические исследования жёстко связаны. Находя новые молекулы, процессы, материалы, их пытаются использовать для развития биотехнологий. Но при отработке этих технологий появляются новые вопросы, для решения которых необходимы фундаментальные исследования»,- отметил профессор Белецкий.

Игорь Петрович рассказал ребятам о современных анализаторах, позволяющих на основе оставленного в помещении людьми биоматериала сделать выводы об их генетических особенностях, половой принадлежности и внешнем виде. Кроме того, доктор биологических наук остановился на достижениях науки в области лечения аутоиммунных заболеваний.


«У некоторых людей B-лимфоциты организма вырабатывают антитела к собственным антигенам, то есть разрушают свой организм. До конца 90-х годов проблема стояла очень остро, и пациенты имели очень ограниченный период жизни. До сих пор не очень понятно, почему это заболевание возникает – почему одни клетки организма начинают убивать другие», - ввёл ребят в курс дела врио директора ИТЭБ РАН. «Что сделали биологи, биофизики и биотехнологи? Учёные пытались понять, к каким белкам вырабатываются антитела. Вы проходили уже, что это такое?», - уточнил доктор наук. «У человека очень широкий набор антител, но каждый вид специфичен и продуцируется исходно одной клеткой. Если её выделить, она будет производить строго определённые антитела. Когда стали изучать псориаз, ревматоидный артрит и другие болезни, выяснилось, что иммунный ответ связан, прежде всего, с B-лимфоцитами. Иммунологи обнаружили, что на них находится специальная молекула CD20. Люди получили синтетические антитела к этому белку CD20. Если добавить их к Б-лимфоцитам, клетки погибают. На основе этого подхода решили сделать лекарственное средство», - объяснял тему максимально доступно для школьников Игорь Петрович Белецкий.

Упоминал профессор Белецкий и о неинвазивных методах исследований. При этом частники экскурсии не только не растерялись от обилия довольно специфической информации, но и задавали вопросы, на которые Игорь Петрович подробно отвечал.

После лекции ребята, которых сопровождала доктор биологических наук Наталья Белова, отправились на экскурсии. В ИТЭБ РАН они посетили лабораторию энергетики биологических систем и лабораторию тканевой инженерии. В первой, которую показывал сам заведующий – доктор медицинских наук Евгений Ильич Маевский, ребята познакомились с биофизическими основами, которые применяются в регенерационной медицине. Во второй, где экскурсию проводила молодой кандидат наук Ирина Фадеева, ребятам показали, как растут клетки в культуре и каким образом они используются в современной биологии.

Следующий институт, который посетили учащиеся – ФИБХ РАН. Там они познакомились с работой лаборатории лесной биотехнологии. Кандидат биологических наук Михаил Филиппов рассказал о методе микроклонального размножения растений и о том, каким образом этот метод используется для восстановления древесных пород.

Ещё одним пунктом программы стало посещение станции искусственного климата «Биотрон», где подростки смогли увидеть, как в специально созданных условиях выращивают генно-модифицированные растения для научных целей. Помогла им в этом кандидат биологических наук Татьяна Митюшкина. В целом, школьники остались под большим впечатлением от экскурсии и с интересом обсуждали увиденное.

По словам Натальи Беловой, Пущинский научный центр регулярно проводит экскурсии для школьников. «Такое взаимодействие позволяет ребятам увидеть работу учёных, настраивает их на дальнейшую исследовательскую деятельность. К примеру, сейчас на биотехнологическом факультете МГУ уже учится один из выпускников этого колледжа. Возможно, благодаря таким экскурсиям, наши институты пополнятся молодыми людьми, нацеленными на изучение биологии», - прокомментировала руководитель отдела содействия развитию науки и образования Пущинского научного центра.

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц