Карта стоек

Пущино. Новости

Яндекс.Погода

среда, 20 ноября

пасмурно+3 °C

Онлайн трансляция

Не ради славы... О жизни учителя гимназии «Пущино»

01 окт. 2014 г., 12:22

Просмотры: 518


Учитель гимназии «Пущино» Валентина Александровна Залим – мудрый руководитель, знающий педагог. Человек с горящими глазами, открытой душой. Всегда добросовестно выполняет свою трудную и такую нужную работу, не скупясь, отдаёт то, что имеет, другим. Не ради славы и наград, а по велению сердца, открытого для любого, кто нуждается в её добром участии…

Учитель гимназии «Пущино» Валентина Александровна Залим – мудрый руководитель, знающий педагог. Человек с горящими глазами, открытой душой. Всегда добросовестно выполняет свою трудную и такую нужную работу, не скупясь, отдаёт то, что имеет, другим. Не ради славы и наград, а по велению сердца, открытого для любого, кто нуждается в её добром участии…

– Человек может быть счастлив, если у него всё нормально в семье  и есть любимая работа, – делится заслуженный учитель Российской Федерации. – Вся моя жизнь – это моя работа. Люблю свою гимназию, ребят, преподаваемый предмет, с уважением и большой симпатией отношусь к коллегам. Так хочется, чтобы наши дети были счастливы, успешны, чувствовали себя защищёнными и любимыми. А сколько радости дают даже мимолётные встречи с выпускниками, их улыбки!

Росла Валя Амченкина ребёнком хоть и болезненным, но неугомонным. Мама воспитывала девочку с двумя своими сёстрами. Все очень бережно заботились об «общем ребёнке», помогали, направляли, учили…

В то время не было телевизоров, тем более – компьютеров, Валя рано выучилась  читать, и не просто читать, а хорошо, с выражением. В серпуховском дворе, где она жила, собирались дети – «раньше все группками дружили, ребята находили меня и просили, чтобы я читала им книжки, и постепенно эта особенность к тому, чтобы всех объединить, во мне как­то нарастала».

– Я всегда любила школу, своих учителей, любила учиться, педагоги у нас были прекрасные.  В принципе, у меня не было никаких исканий, я всегда хотела быть учителем, только затруднялась в выборе специализации – школу я окончила с золотой медалью, и все предметы были интересны и давались легко.

Я обожала русский язык, литературу, историю, но сердце своё решила отдать физике и астрономии.

Валентина оканчивала школу в 1966­м.  Именно в это время в стране шла перестройка в образовании, параллельно выпускались 11­е и 10­е классы, соответственно и в вузах проходил двойной конкурс. Выпускница­медалистка переживала зря, она дополнительно занималась с известным в Серпухове преподавателем Евгением Ипполитовичем Сабанеевым, и «сразу сдав физику на пятёрку, была зачислена в МГПИ им. В.И. Ленина».

– В институте были  преподаватели, имена которых и сейчас известны в педагогической науке. Руководителем моей дипломной работы был преподаватель методики физики, профессор Александр Васильевич Пёрышкин – автор современных учебников физики 7­8­9­х классов. А в своей дипломной работе я сочетала любовь к двум предметам – её тема «Элементы истории в курсе физики»…

В институтском общежитии Валентина познакомилась и со своим будущим мужем. Виктор Залим учился на худграфе, и его, за неимением места, поселили в общежитие физфака – с однокурсниками Валентины. Рождение любви – таинство двоих… На 4­м курсе Валентина и Виктор поженились.

– К окончанию института у нас уже родился сын Дима. На его долю пришлись все испытания в виде госэкзаменов и дипломной работы. Муж поступил в вуз после армии, поэтому он ещё два года учился, а я уже работала, и вопрос о его распределении не вставал: он приехал, где были мы с Димой, в Серпухов. Виктор Николаевич работал в двух серпуховских школах – 9­й и 13­й…

В первые месяцы работы молодой педагог встретилась со своей бывшей учительницей Зоей Фёдоровной, женой Николая Дмитриевича Щукина, директора первой школы, и та ей сказала: «Ты должна быть сильной. Если у тебя возникают какие­либо проблемы, ты хочешь пожаловаться или попросить совета – в первую очередь обращайся к нам, в свою родную школу, мы тебе подскажем, поможем».

– Я всегда была и остаюсь очень активной – всё мне надо, ничего с собой поделать не могу. Иногда нужно бы как­то уняться, но не получается – это просто черта характера такая, – делится Валентина Александровна.

Она активно трудилась в школе № 14 и занималась общественной деятельностью: была председателем Совета молодых учителей в Серпухове, какое­то время принимала участие в областном Совете, посещала семинары при ЦК ВЛКСМ.

– В Пущино меня пригласил Валерий Борисович Фридерикс. Ему в экспериментальную школу нужен был завуч. Это очень творческий, талантливый человек и, конечно, желание работать с ним перевесило все сомнения. Он очень многое сделал для того, чтобы в 30 лет я стала заместителем директора, учил составлять расписание, анализировать уроки, уделял много времени и внимания моему становлению.  Всегда говорил, что спросить можно только тогда, когда ты всё дал. Сейчас мы, навещая жену Валерия Борисовича Евгению Михайловну, вместе вспоминаем те времена, рассказываем, какие дела в семье, в школе.  Евгения Михайловна – талантливый учитель, мудрый человек, всегда старается нам помочь.

В 1994 году Валентина Александрова возглавила экспериментальную школу.

Первое – это нужно было удержать те позиции, которые оставил Валерий Борисович, то, что он формировал, а также получил от первого директора – Татьяны Петровны Славгородской. Школа была создана в Пущине в 1970 году,  здесь проходил эксперимент по обучению детей с шести лет, с ранним началом обучения английскому языку, а в дальнейшем – и информатике, апробировались учебники нового поколения. И сегодня гимназия остаётся экспериментальной площадкой РАО.

Когда в стране шла перестройка, Валентина Александровна со своим коллективом «прошли все муки ада и выстояли».

– Мы пережили трудное время: задерживали даже нашу мизерную зарплату, ни о каких ремонтных работах и пополнении материальной базы не было речи.

Удерживали ответственность за наших учеников и любовь к ним, а они радовали нас своими достижениями. Но, слава Богу, за последнее десятилетие многое изменилось к лучшему. Самое главное, что сохранился высокий потенциал коллектива: наша школа стала победителем Национального проекта «Образование»,  позже получила статус гимназии.

В 2006 году умер Виктор Николаевич Залим, долгие годы он преподавал в экспериментальной школе черчение и ИЗО. Смерть талантливого учителя потрясла многих – его искренне любили и ученики, и учителя.

– С Виктором Николаевичем мы прожили 36 лет, вырастили хорошего сына. Мы всегда были вместе, и наши будни, и праздники были общими…

В 2011 году  Валентина Александровна решила уйти с должности директора гимназии, на которой проработала трудных 17 лет.

– Умер Виктор внезапно, я была просто к этому не готова. Мы с ним со студенческой скамьи рядом, и у меня от стресса развилось очень серьёзное аутоиммунное заболевание. Пока запаса прочности хватало, я работала...

Считаю, что директор не должен болеть. Это человек, который отвечает за учебный процесс, за жизнь детей, за всё, что происходит в школе, и он всегда должен быть на месте...

Валентина Александровна награждена Орденом «Знак почёта», сегодня она радуется, что восемь человек в этом году сдавали ЕГЭ по физике и получили высокий балл. Каждый из них смог реализовать свою мечту. У гимназии «Пущино» высокий рейтинг по результатам ЕГЭ по русскому языку, литературе и физике среди школ Московской области, а по результатам обучения и воспитания гимназия вошла в 100 лучших школ России. Это высокая честь, но и большая ответственность.

– Я очень благодарна педагогам, коллегам,  с которыми вместе делили трудности и радости, поддержку которых я чувствовала постоянно. Наша профессия удивительна: это  и большой труд, и каждодневная радость  видеть становление личности.

Желаю всем отличного здоровья, прекрасных учеников, исполнения надежд. Успехов, благополучия, счастья в семье и счастья на работе!

Светлана

КОЛЕСНИКОВА