Яндекс.Погода

четверг, 23 января

пасмурно-5 °C

Онлайн трансляция

Вторая зимняя школа цифровой биологии прошла в Пущине

15 янв. 2020 г., 9:35

Просмотры: 1932


Летняя и зимняя Школы цифровой биологии в нашем городе уже становятся традиционными. На базе институтов прошли четыре интенсива. В этом году с 5-го по 8-е января в нашем городе работала вторая зимняя школа цифровой биологии. Курс длился четыре дня и собрал 28 учеников из разных городов.

Пущинское ИА

Как исследовать живой объект, не нарушая его? Как работать с цифровыми технологиями? О чём может рассказать цвет объекта? Во время обучения в Школе цифровой биологии 28 ребят нашли ответы на все эти вопросы. Второй зимний интенсив посетили ученики из Пущина, Серпухова, Оболенска, Чехова и других городов. Он проходил в Институте биологического приборостроения.

– Мы ориентируемся на школьников старших классов, которые думают о том, чем им дальше заниматься, и интересуются жизнью во всех её проявлениях. И, конечно, на тех ребят, которые думают, что такое биология, хотят узнать её поближе, – говорит Харлампий Тирас, заведующий кафедрой гуманитарный наук ПущГЕНИ, старший научный сотрудник ИТЭБ.

Кстати, именную стипендию «Подмосковье», утверждённую постановлением губернатора Московской области, получили 6 студентов ПущГЕНИ за прошлый семестр.

В течение четырёх дней ребята слушали лекции и выполняли практические задания, которые подготовили преподаватели и магистранты Пущинского государственного естественно-научного института. Помогали проводить занятия школьники нашего города, которые уже неоднократно проходили летние и зимние курсы. К ученикам также приезжали лекторы из других городов с необычными докладами. Например, на этом интенсиве ребята узнали о цифровой трёхмерной анатомии.

– Главная мысль нашей школы – мы не играем с детьми в науку. Они выполняют работу, которая им по силам, понятна и имеющая очень важный характер для них как для будущих граждан, понимающих, что сегодняшнее отношение к экологии будет их завтрашним днём, – рассказал Харлампий Тирас.

В Школе цифровой биологии активно разрабатывается направление гармоничного взаимодействия с природой. С помощью коллег из других научных центров организаторы курсов планируют развивать проекты на эту тему не только в нашем городе, но и по всей Московской области.

Вторая зимняя Школа цифровой биологии была посвящена цвету объекта как признаку, который может характеризовать его состояние. По словам Харлампия Тираса, это тема практически не разработана в биологии, поскольку необходимые инструменты для исследований появились не так давно.

– Ребята решают задачи, которые связаны с данной тематикой. Это уже такая цифровая зоология, потому что наши любимые объекты – планарии. Мы будем смотреть на их цвет в зависимости от обстоятельств жизни: голодные и сытые, охлаждённые и отогретые, – объяснил Харлампий Тирас.

Ребята знакомились с современными цифровыми микроскопами и спектрофотометрами (приборами, которые работают с оптическим излучением), проводили опыты на плоских червях – планариях, узнавали о различных направлениях в современной биологии и даже проектировали город будущего. На второй зимней школе ученики участвовали в практическом занятии «Штурм зимнего городка». Оно было посвящено обустройству экологически устойчивого и комфортного для проживания города в условиях нашего холодного климата.

Цифровая биология 1.jpg

– Я была на летней школе, мне очень понравилось. Тогда узнала много нового, поэтому решила приехать ещё раз, – поделилась Юлия Обыдёнкова, участница Школы цифровой биологии, г. Серпухов. – Мне понравилось, когда нам показывали планарий, мы их кормили, а ещё ходили в лаборатории, гуляли по Пущину и также сканировали листья, а потом их изучали.

– Наверное, нравится некая душевность происходящего, – считает Андрей Лавринович, участник Школы цифровой биологии, г. Серпухов. – Здесь можно не только познакомиться с наукой, но и посмотреть в глаза тем, кто ею правда занимается, и заразиться этой инициативностью.

Школа цифровой биологии помогает ребятам не только узнать многое о науке, но и научиться эффективно работать с информацией и технологиями. В будущем организаторы интесивов с помощью учеников планируют создать каналы в социальных сетях для распространения информации.

– Сегодняшняя цивилизация уже цифровая по факту, и плавать в этом море технологий надо, конечно, умело. Наша большая задача – приобщение и вхождение ребят в цифровые технологии не только как пользователей, – говорит Харлампий Тирас.

Школа цифровой биологии даёт возможность развиваться не только своим ученикам, но и нашему городу. Формат работы с живыми объектами, представленный на курсах, может появиться в ПущГЕНИ как новое направление бакалавриата. По словам Харлампия Тираса, интерес института и сегодняшних учеников взаимен. Ребята осознают, что именно в Пущине смогут научиться современной биологии, а ПущГЕНИ рассматривает участников Школы как будущих студентов.

Ксения Франзен

Подмосковные наукограды получат более 338 миллионов рублей в 2020 году на развитие научной и социальной инфраструктуры, говорится в сообщении пресс-службы министерства инвестиций и инноваций Московской области. В Подмосковье на сегодняшний день расположены восемь из 13 российских наукоградов: Дубна, Пущино, Черноголовка, Королев, Реутов, Жуковский, Протвино и Фрязино.

«Мы ежегодно выделяем субсидию на социально-экономическое развитие наукоградов, мы поддерживаем молодых учёных: реализуется программа «Социальная ипотека», ежегодно выделяются премии губернатора за научно-технические достижения и гранты правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций, а с 2020 года будем поддерживать коммерческое продвижение разработок», – добавил зампред правительства Подмосковья Вадим Хромов.

Цифровая биология 5.jpg

ПущГЕНИ