Пущино. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 23 сентября

пасмурно+6 °C

Онлайн трансляция

В Пущине работает вторая летняя Школа цифровой биологии

10 авг. 2019 г., 9:15

Просмотры: 10578


Пущино – наукоград, где в центре внимания находится биология. Она представлена весьма многообразно: разные институты, разные направления и способы исследований. Неудивительно, что в Пущине работает даже «Школа цифровой биологии» – кратковременные курсы для подростков, которые интересуются наукой.

Биология – привычная и, казалось бы, понятная (хотя бы на уровне школьной программы) наука. Но как и многое в современном мире, она развивается и переходит к новым способам изучения хорошо знакомых объектов. Именно одному из таких направлений посвящена «Школа цифровой биологии». Она работает в двух форматах – воскресные постоянные занятия и кратковременные курсы. Открытие недельного интенсива Школы состоялось в Институте теоретической и экспериментальной биофизики 5 августа. Такое событие в Пущине происходит уже не в первый раз – в прошлом году были проведены летние и зимние курсы. О том, почему для изучения было выбрано именно такое направление, рассказал Харлампий Тирас, организатор Школы, проректор ПущГЕНИ, старший научный сотрудник ИТЭБ:

– «Школа цифровой биологии», возможно, трансформируется в цифровую школу вообще, потому что такие технологии сегодня – это основа современного технологического уклада. Без понимания того, как всё это устроено, базовых понятий и принципов, на которых работает современная цифровая цивилизация, сегодня вообще жить нельзя.

Кстати, в регионе действует система поддержки молодых ученых, будущих исследователей и передовых разработок. Это гранты, премия губернатора Московской области в сфере науки и инноваций для молодых ученых и специалистов, проект для школьников «Наука в Подмосковье».

IMG_3236.jpg

Цифровая биология – это возможность изучать живой объект, не разрушая его. Сделать это помогут, к примеру, томография, цифровая или видео-микроскопия. По мнению Харлампия Пантелеевича, раньше наука занималась мёртвой природой – засушенные растения в ботанике и помещённые в формалин животные в зоологии. Переход на цифровую биологию – возможность лучше понять именно «живой» мир. Она дополняет собой клеточную и молекулярную биологию – всё это вместе создаёт полную картину науки как таковой.

IMG_3277.JPG

В нашей школе уже второй год мы наблюдали с помощью вебкамеры, которая стояла рядом с гнездом, как орёл и орлица высиживали птенцов, – поделился Харлампий Пантелеевич. Это длилось несколько месяцев, мы видели, как всё происходит, каждый день, каждую минуту могли видеть. Вот это метафора того, какая будет биология 21 века.


Для развития такой науки нужны специалисты. Их первичная подготовка – одна из задач «Школы цифровой биологии», которая даёт своим ученикам не только совершенно новое представление о науке, но и формирует уже подготовленную группу людей, которым в дальнейшем будет легче работать с цифровыми технологиями. Обучающиеся (а их в этом году более 30), собрались из разных городов и в течение недели слушают лекции, присутствуют на мастер-классах и, конечно, выполняют практическую работу. Они собирали в разных местах нашего города листья липы, а затем сканировали их и анализировали.
Такими методами быстро, недорого и очень точно можно характеризовать экологическое состояние, то есть то, что называется здоровьем среды. Это вещь, которую дети могут сразу сами оценить, некий такой биологический датчик. Вот липа – она растёт десятки лет на одном и том же месте, никуда не убегает, и вот мы каждый год будем брать образцы тех же самых деревьев и смотреть, какова динамика процесса, – рассказал организатор.
В роли педагогов, помимо опытных учёных, в Школе выступают магистранты Пущинского государственного естественно-научного института. А кураторами стали ученики, давно занимающиеся цифровой биологией. Среди них Леся Майорова, студентка медицинского колледжа. Она в этой школе уже два года.
Мне сказали: «Приди, будут новые ученики, помоги», потому что я здесь достаточно давно, почти все проекты прошла, – рассказала девушка.  
По словам организатора, «Школа цифровой биологии» это не только обучение новому направлению в привычной науке, но и необходимый опыт для адаптации в современном мире постоянного развития технологий.
– Она даёт знания. В первую очередь, знание того, что вот эти замечательные инструменты, которые у каждого из нас в кармане, цифровые мобильные устройства – это не просто игрушка для того, чтобы смотреть ролики, это инструмент, который можно использовать. Сейчас есть программы, например, распознавания растений. Вы фотографируете растение и через секунду получаете, как оно называется, это же замечательный совершенно инструмент. Вот этому мы как раз и учим, – объяснил Харлампий Пантелеевич.
Ученикам «Школа цифровой биологии» помогает систематизировать уже накопившиеся знания, открывать для себя что-то новое, практиковаться в интересной для них сфере, развивать умение общаться.

Я планирую пойти на биоинженерию, она очень тесно связана с цифровой биологией, потому что там тоже надо много работать с приборами, заниматься микроскопией, даже углубляться на молекулярные уровни. Я думаю, эта практика будет замечательным опытом, – поделился Данила Черников, ученик МОУ Оболенская СОШ.

IMG_3487.jpg

Смогу пойти и поступить в какой-нибудь институт и изучать уже как устроены некоторые болезни и как их можно уничтожить, даже не прикасаясь к ним, – рассказал Никита Александров, ученик лицея г. Протвино.
Она даёт навык общения с людьми. В медицинском это очень нужно. И потом, я каждый раз узнаю что-то новое для себя, потому что биология – это такой предмет, когда ты каждый раз узнаёшь что-нибудь новое, – рассказала Леся Майорова.
Для того чтобы попасть в «Школу цифровой биологии», необходимо зарегистрироваться на сайте института. Участие в курсах бесплатное, а по окончании все ученики получают сертификат участника.

Ксения Иванова