воскресенье, 24 октября

пасмурно+3 °C

Учёные случайно создали органоиды мозга на скаффолдах для скрининга лекарств

06 сент. 2021 г., 9:00

Учёные из ИТЭБ РАН предложили новый метод получения «мини-мозга». Разработка пущинских учёных может быть использована для скрининга лекарственных препаратов, моделирования процессов развития мозга и исследования нейродегенеративных заболеваний (болезнь Альцгеймера и Паркинсона).

На фото: авторы работы научные сотрудники лаборатории роста клеток и тканей Ольга Кочеткова, Ольга Антонова и заведующий лабораторией наноструктур и нанотехнологий, к.х.н. Юрий Шляпников

Каркасы из ультратонких нейлоновых волокон позволяют моделировать работу мозга с учётом взаимодействия нейронов с внеклеточным матриксом среды. Результаты опубликованы в «ACSChemicalNeuroscience».
Создание трёхмерных органоидов – выращенных в пробирке тканей, по строению очень близких к отдельным частям настоящих органов, - относительно новое направление в науке. Первые органоиды, представлявшие собой миниатюрное подобие человеческого мозга, были получены в Австрии в 2013 году. В последующие годы эта область развивалась достаточно бурно: были представлены органоиды почек, печени, лёгких, сетчатки глаза. Эти прото-структуры считаются  многообещающим инструментом для биологических и медицинских исследований. Но методы их создания пока не совершенны. В частности, выращивание из стволовых клеток человека 3D-органоидов мозга имеет существенный недостаток:  не учитывает влияние внеклеточного матрикса среды (ВКМ), который играет ключевую роль не только во время развития, но и в физиологических и патологических состояниях взрослого мозга.
Учёные из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН предложили новый метод получения «мини-мозга». Он заключается в создании нейросфер на ультратонких нейлоновых нановолокнах, близких по размеру к структурам внеклеточного матрикса мозга. Идея разработки такой технологии родилась случайно, в ходе другого исследования – роста нейронов гиппокампа крысы на скаффолдах из ультратонких нановолокон.
«Изначально мы исследовали влияния нанотопологии материала на рост отростков нейронов с целью получения материала для ускоренной регенерации повреждённых нервов,- рассказывает один из авторов работы, научный сотрудник ИТЭБ РАН Ольга Антонова. - Было замечено, что при  достаточно низкой плотности клеток начинают формироваться органоиды. Обычно их получают при более высокой плотности. Это наблюдение переросло в отдельное исследование. Оказалось, что рост нейросфер стимулируют наши скаффолды – близкие по размеру cтруктурам ВКМ, они ускоряют миграцию клеток и обеспечивают благоприятную среду для выживания астроцитов в составе нейросферы. В дальнейшем мы выяснили роль рецепторов адгезии семейства интегринов в процессе миграции нейронов на подложке и образовании нейросфер и доказали, что полученные нейросферы имеют большую функциональную активность по сравнению с одиночными клетками, выращенными в 2D-культуре, то есть наилучшим образом имитируют живую нервную ткань».
Главное преимущество нового метода – возможность исследования внеклеточных взаимодействий (клетка – матрикс). Кроме того, отмечают авторы работы, использование нового подхода позволяет оптимизировать исследовательский процесс. Во-первых, более экономно, примерно в 1,5 - 2 раза, расходовать биоматериал – клетки для получения нейросфер. Во-вторых, достаточно быстро, всего за 1 день создавать органоиды, тогда как у исследователей, ранее получавших «плавающие», не прикрепленные нейросферы из нейронов  гиппокампа, этот процесс занимал 6-7 дней. Также предложенный метод позволяет более эффективно проводить микроскопические и электрофизиологические исследования, так как нейросферы оказываются прикреплёнными к подложке.
По словам учёных, созданные 3D-органоиды могут быть использованы для скрининга лекарственных препаратов, моделирования процессов развития мозга и исследования нейродегенеративных заболеваний (болезнь Альцгеймера и Паркинсона). Дальнейшая работа группы будет связана с детальным исследованием механизмов взаимодействия нейронов с ультратонкими волокнами, имитирующими внеклеточный матрикс.
Работа поддержана грантом РНФ № 19-74-10097.
Источник информации и фото: пресс-служба ИТЭБ РАН