Пущинские учёные выявили механизм терапии опухолей аргоном

06 окт. 2021 г., 13:10

Коллектив учёных из ИТЭБ РАН показал, что низкотемпературная плазма убивает раковые клетки, не затрагивая при этом нормальные ткани окружения, и описал механизм этого процесса. Результаты пятилетней работы опубликованы в международном журнале Int J Mol Sci.

Терапия опухолей является одной из основных стратегий лечения человечества. В мире не только изучают, но уже внедряют в практику лечение раковых заболеваний с помощью низкотемпературной аргоновой плазмы. В России в основном применяют плазменные скальпели, которые снижают риск метастазирования, из-за так называемого краевого эффекта, когда поток ионизированного газа убивает клетки вокруг.

«При одних и тех же режимах (экспериментально подобранных) можно убивать раковые клетки и при этом не влиять на нормальные, т.к. в раковых клетках сильнее развивается окислительный стресс, - рассказал Артем Ермаков. – Мы посмотрели различными методами механизм данного феномена: по экспрессии комплекса генов, по развитию апоптоза и окислительного стресса. Рост и гибель клеток, и показали, что раковые клетки быстрее гибнут, в них подавляются все жизненные процессы, отключается миграция метастазирования. Контрольные, стволовые клетки, оказались более устойчивыми, у них меньше развивался окислительный стресс».

Параллельно на бактериях обнаружены стрелизующие свойства холодной газовой плазмы, а также возможность активации регенераторного потенциала клеток и тканей, что может быть полезно для заживления ран.

Учёные создали экспериментальный прибор для доклинических исследований и терапии, и в дальнейшем, на базе Пущинской больницы, планируют лечение плохо заживающих ран и язв и онкологических заболеваний, в частности меланомы.

В зависимости от мощности подаваемой холодной газовой плазмы возможен широкий спектр её биомедицинского применения. Применение газовой плазмы перспективно не только в онкологии, но и в омолаживании, через слущивание верхнего ороговевшего слоя кожи и активацию фибробластов. Аргон пожаро- и взрывобезопасный, что делает его перспективным в военной медицине, в том числе и в полевых условиях (заживление ран, борьба с кровотечениями).

Работа поддержана Российским фондом фундаментальных исследований (№ 20-33-70236) и Грантом Президента Российской Федерации (№ МК-138.2020.3).

Материал подготовила: Алсу Дюкина

Источник информации и фото: пресс-служба ИТЭБ РАН

«В наукограде Пущино сегодня сосредоточены современные научно-исследовательские и производственные мощности в сфере биомедицины, а накопленная научная база является основой для уникальных открытий и разработок. Не менее важным ресурсом Пущино является кадровый потенциал, который активно расширяется, в том числе, за счет стимулирующих мер региональной поддержки. Специалисты из Пущино являются постоянными получателями грантов и премий в сфере науки, а также участниками программы «Социальная ипотека» - уже 58 пущинских специалистов получили жилье по этой программе», - рассказала министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.