вторник, 1 декабря

пасмурно-2 °C

Гормон из сердечных мышц влияет на функцию почек

15 янв. 2020 г., 11:08

Старший научный сотрудник Лаборатории фармакологической регуляции клеточной резистентности ИТЭБ РАН, кандидат биологических наук Анна Никифорова

Ученые из медицинского университета Южной Каролины при участии специалистов из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН исследовали влияние натрийуретического пептида на митохондрии почек. Результаты их работы были опубликованы в ноябрьском выпуске Amеrican Journal of Physiology: Renal Physiology.

Натрийуретический пептид – это гормон, который образуется в мышечной ткани сердца в ответ на повышение артериального давления.  Основной функцией этого пептида является расслабление гладкой мускулатуры в стенках кровеносных сосудов и снижение объема циркулирующей крови, благодаря чему происходит снижение артериального давления. Также известно, что этот пептид участвует в метаболизме жировой ткани, усиливая высвобождение жировой тканью свободных жирных кислот. Других данных о его свойствах и воздействии на организм довольно много, но они не систематизированы, и зачастую противоречивы.

Ученые из университета Южной Каролины сфокусировали свое внимание на влиянии натрийуретического пептида на почки при различных почечных патологиях и заболеваниях сердечнососудистой системы. Известно, что этот пептид не способен проникать внутрь клеток и взаимодействует с рецепторами на поверхности клеток. В том числе на поверхности клеток почек. Но что же происходит внутри этих клеток после взаимодействия пептида с рецептором? Ответить на этот вопрос постарались ответить авторы статьи, в том числе старший научный сотрудник Лаборатории фармакологической регуляции клеточной резистентности ИТЭБ РАН, кандидат биологических наук Анна Никифорова: «Проанализировав многочисленные данные литературы, стало понятно, что натрийуретический пептид увеличивает продукцию циклического ГТФ (гуанозинтрифосфат -  пуриновый нуклеозид, который играет роль источника энергии для активации субстратов в метаболических реакциях). Циклический ГТФ в клетке способен вызывать разобщение митохондриального окислительного фосфорилирования». При этом из почечной ткани наблюдается активное выведение воды и ионов натрия, из-за чего почечные сосуды расширяются,  и  скорость клубочковой фильтрации увеличивается.

графический абстракт Никифорова.jpg

Пути влияния натрийуретического пептида внутри клетки

Несмотря на эти данные, изучение механизмов сложных каскадов взаимодействий, связывающие натрийуретический пептид и, например, индукцию синтеза циклического ГТФ в отношении функций митохондрий по существу отсутствуют. Данное исследование представляет собой первый этап работы: учеными готовится серия работ, посвященных изучению этих механизмов.

Установление физиологической связи между натрийуретическими пептидами и митохондриями в почках и сердечнососудистой системе открывает новые направления исследований, направленные на развитие совершенно новых терапевтических подходов для лечения заболеваний этих органов.

Материал подготовила: Перевязова Т.А., пресс-служба ИТЭБ РАН