Яндекс.Погода

пятница, 23 апреля

ясно+8 °C

Сотрудничающий с пущинской экспозицией Алябьева фонд «Возрождение Тобольска» отмечает день рождения 27 февраля

27 февр. 2021 г., 15:21

Просмотры: 296


Общественному благотворительному фонду «Возрождение Тобольска» 27 февраля исполняется 27 лет. На протяжении нескольких лет организация сотрудничает с Пущинской музыкальной школой имени Александра Алябьева. Композитор, именем которого названо наше учреждение культуры – уроженец Тобольска. И тоболяки, и пущинцы бережно хранят память об Александре Алябьеве, обмениваются информацией о его жизни и мероприятиях, посвящённых памяти автора «Соловья».

Ежегодно фонд выпускает календарь, посвящённый городу Тобольску и его достопримечательностям. Издание распространяется среди друзей, соратников и единомышленников, отмечают авторы. Несколько лет представители организации присылают календарь и в Пущино, для экспозиции, посвящённой Александру Александровичу Алябьеву, сообщила Пущинскому информагентству её куратор Инна Викторовна Голубева.

В этом году календарь можно увидеть по ссылке в сети Интернет:

http://www.tobolsk.org/index.php/ru/onlajn-biblioteka/book/119-kalendar-2021/5-drugie-izdaniya-fonda

Интересна история издания календарей в нашей стране. Ей в своём отклике на издание фонда «Возрождение Тобольска» рассказал один из получателей календаря, доктор филологических наук, профессор Валерий Иванович Хомяков. Предлагаем пущинцам прочитать его мнение о календаре фонда, работающего на родине композитора Александра Алябьева.

2021_Kalendar-053.jpg

Календы Аркадия Елфимова

История печатных календарей в России ведет начало с эпохи Петра I. При этом право выпускать календари по указу царя было дано Академии наук. Так продолжалось до конца XIX столетия. Сегодня календарь настолько прочно вошел в наш быт, что по сути мы его и не замечаем. Тогда как его отсутствие сразу же ощущается. Нет надобности перечислять формы календарей. Я вспоминаю свое счастливое советское прошлое, когда на кухне висел на стене отрывной календарь («численник», так его называли) и я любил его листать и читать. А вспомним сцену из фильма «Любовь и голуби», когда дядя Митя приходит к Василию, листает календарь в поисках подходящей даты для выпивки и с тоской говорит, что День взятия Бастилии прошел впустую. Выпускались календари-плакаты, настенные, карманные и т.д., и т.п.

Но я хочу поговорить о календаре, который уже несколько десятилетий выпускает Аркадий Елфимов в своем Общественном благотворительном фонде «Возрождение Тобольска». Благодаря своему таланту он смог добиться замечательных успехов на издательском поприще. Каждая книга, каждый альбом, изданные Фондом «Возрождение Тобольска», становится яркими событиями русской культуры. Прекрасные календари сразу же стали произведением искусства, культурным явлением самой высокой пробы и по праву входят в «золотую серию» елфимовской сибириады, к которой относятся альманах «Тобольск и вся Сибирь» и библиотека альманаха, книги по искусству и такие уникальные издания, как «Тобольское серебро», «20 имен тобольской истории», путевые заметки А. Г. Елфимова «В стране героев и богов», издания книг Достоевского и Чехова. 

К сожалению, мы подзабыли такое слово, как русский книгоиздатель. А ведь во многом культура России держалась на таких людях, как Алексей Суворин, Иван Сытин, Адольф Маркс. Аркадия Елфимова с полным основанием можно назвать издателем-просветителем. То, что не делает государство, к великому нашему счастью делает этот человек с помощью своих соратников.  

Что касается календаря Аркадия Елфимова, то, на мой взгляд, здесь умело сочетались разнохарактерные и разнотемные материалы, поэтому все его части равнозначны и формировались в расчете на целостное восприятие. Это и высокохудожественные фотографии, сделанные А. Елфимовым, комментарии к ним, здесь и фотографии именинников, соратников и единомышленников Фонда (которых уже несколько сотен), наконец, о каждой упомянутой личности дается краткая биографическая справка. Таким образом, перед нами уникальный календарь-справочник. Причем, с каждым годом тех, кто связан с Фондом, становится все больше и больше.

Замечу, что оформление календарей, состав фотографий никогда не повторяются, у каждого выпуска есть своя «изюминка». Необычен и календарь на 2021 год.

Главное, конечно, это фотографии А. Елфимова. Причем автор использует как информационные жанры, так художественно-публицистические. Можно выделить фотографии пейзажные, портретные, фотоиллюстрации и фотоочерки. Границы жанров подвижны. Обнаруживается процесс проникновения элементов одной формы в другую. Содержание фотографий, представленных в календаре, зависит от того, какую задачу ставит перед собой автор и насколько творчески подходит к отображению фактов, событий и явлений действительности.

Главная идея календаря – это соединение природы и культуры. В календаре на 2021 год много прекрасных пейзажных фотографий, где фотографическая точность сочетается с высокой поэтичностью. А. Елфимов стремится к тому, чтобы его фотографии были просты, но в то же время отличались глубиной и образностью. Конечно же, запоминаются и комментарии к фотографиям, принадлежащие редактору Юрию Перминову. Это могут быть мысли самого редактора, высказывания поэта, философа или ученого.

Листая календарь, я поймал себя на мысли, что А. Елфимову удалось создать некое духовное пространство, когда на одном полюсе – мир природы, а на другом мир людей, объединенных в пространство духовности. Из разрозненных фотографий, если попытаться осмыслить их в единстве, создается манера фотографа-художника не только видеть, слышать и понимать природу, но через них отражать общечеловеческие чувства и настроения.

Когда-то У.Блейк писал:

В одном мгновенье видеть вечность, 

Огромный мир - в зерне песка, 

В единой горсти - бесконечность 

И небо - в чашечке цветка.

Эти строки с полным основанием можно отнести к календарям Аркадия Елфимова. Будем же проживать вместе с автором дни этого года, стараясь сохранить в душе свет истины и красоты.


2021_Kalendar-065.jpg

Кстати, скоро, 5 марта, будет отмечаться 170 лет со дня смерти А.А. Алябьева, композитора, уроженца г. Тобольска (1787-1851). В 1828-1831 гг. он находился в ссылке в Тобольске, где активно участвовал в музыкальной жизни города.

 

Материалы предоставлены посвящённой композитору экспозицией, работающей в пущинской детской музыкальной школе имени А.А. Алябьева

Обсудить тему

Введите символы с картинки*