Яндекс.Погода

понедельник, 25 октября

пасмурно-2 °C

В пущинском Доме учёных открылась выставка живописи

19 янв. 2016 г., 11:57

Просмотры: 255


Леонид Астафьев почти пятьдесят лет возрождал картины в Третьяковской галерее. Он был не только профессиональным реставратором, но и тонким живописцем. Познакомиться с работами мастера можно в Доме учёных, там действует выставка «Леонид Романович Астафьев. Жизнь и творчество».

Леонид Астафьев почти пятьдесят лет возрождал картины в Третьяковской галерее. Он был не только профессиональным реставратором, но и тонким живописцем. Познакомиться с работами мастера можно в Доме учёных, там действует выставка «Леонид Романович Астафьев. Жизнь и творчество».

Мягкая улыбка и добрый взгляд – таким запомнили близкие и родные художника, реставратора Леонида Астафьева. Таким его узнали и посетители экспозиции, что открылась в Доме учёных 11 января. Таким он предстал на портрете, который вдова мастера Марина Валерьевна привозит на каждую выставку. «Эта фотография мне кажется очень важной. Люди видят его, знакомятся с ним, и они понимают, почему именно такие работы у этого художника. Он был таким весёлым человеком, балагуром», – вспоминает Марина Астафьева, вдова художника-реставратора. Однако во время работы над пейзажами он становился сосредоточенным и серьёзным. Леонид Романович тщательно выбирал место, внимательно изучал натуру, тонко улавливал не только мельчайшие детали вида, но и настроение природы. Так было и в первый отпуск, который молодые супруги провели в Поленове. «Потом я очень удивилась: на его картине было изображено не совсем то, что я видела, как-то линия леса немножко другая. Я думаю, что художники видят по-своему. Они понимают гармонию природы, не просто списывают», – поделилась Марина Валерьевна.

Поленово, Таруса, Пущино – многие пейзажи, представленные на выставке, хорошо узнаваемы. Десять лет семья Астафьевых проводила в окрестностях нашего города. Полноводная река, густые леса и высокое небо Окского края вдохновляли художника. Пейзажи кисти Астафьева – это не сухое копирование местности, утверждает искусствовед, друг семьи Итта Рюмина: «В том, как видел пейзажи Леонид Романович, я считаю, ему равных нет. Потому что он делал портрет места, он точно подмечал характерные черты».

Леонид Романович из семьи потомственных реставраторов. Его детство прошло в залах Третьяковской галереи.Один из его предков – Куприянов – работал там ещё при Павле Третьякове. «Так же как артисты рассказывают, что их дети растут за кулисами, так и наши дети растут среди бумаг, холстов, подрамников. Таково было и детство Леонида Романовича. Он постоянно бывал в реставрационных мастерских Третьяковской галереи. Для него даже запахи вот этих холстов, красок, подрамников были драгоценны», – рассказывает Итта Рюмина.

Леонид Романович продолжил династию, хотя его судьба могла быть совершенно иной. Он профессионально занимался балетом, выступал на сцене Большого театра.

«Я связываю это с тем, что в 1956-м году в Москве проходила выставка спасённых полотен Дрезденской галереи, причём это же наши реставраторы их возродили. И, в частности, в этой работе участвовал один из его друзей Сергей Чураков», – отметила Итта Рюмина.

Леонид Астафьев разработал методики, которые применялись при реставрации картин «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» Сурикова, при возрождении театральных панно Шагала и монументального произведения Врубеля «Принцесса Грёза». «Она была найдена в Большом театре, когда разбирали фотографии. Смотрят что-то такое сложено, раскрыли и видят – Врубель. Тогда такие большие полотна наматывали на вал, причём холст должен был быть на валу, а краска сверху, иначе она растрескается. И так на руках несли через Москву, через каменные мосты», – рассказала Марина Астафьева.

О том, как реставрировали полотно Врубеля, а также о других историях из жизни и творчества Леонида Астафьева, рассказывает книга, презентация которой состоялась на открытии выставки. 11 января Дом учёных стал местом встречи разных видов искусства. В этот день здесь звучала и музыка. Александр Косарский исполнил три романса Михаила Глинки.

Поэтичная, пластичная, изящная – так отозвались о живописи Астафьева посетители выставки. Пройти дорогой облаков, рек и лесов пущинцы могут до 3 февраля.

Екатерина РУССКОВА

Обсудить тему

Введите символы с картинки*