Яндекс.Погода

четверг, 24 июня

облачно с прояснениями+29 °C

С выставкой «Судьбы сплетение» можно познакомиться в пущинском музее до 27 февраля

12 февр. 2016 г., 16:43

Просмотры: 285


Всматриваясь в произведения Наталии Гаттенбергер, зритель поймёт, насколько ёмким оказывается само название выставки её работ: «Судьбы сплетенье». Здесь и адресация к технике ювелирного искусства, в которой мастер постоянно что­нибудь сплетает, будь то звенья цепочек, детали ювелирных украшений, или ажурные узоры филигранной нити. Можно говорить и о том, что в своих произведениях Наталия Леонидовна сплетает­сочетает непривычные для этого жанра материалы – стекло, лаковую миниатюру и даже голограмму. В создаваемых ею украшениях­произведениях она сплетает бытовое с философским, подобно тому, как Борис Пастернак, чьё поэтическое двусловие стало названием этой выставки, вплетает бытовые, профанные слова в свои драгоценные, истинно ювелирные стихотворные произведения.

Всматриваясь в произведения Наталии Гаттенбергер, зритель поймёт, насколько ёмким оказывается само название выставки её работ: «Судьбы сплетенье». Здесь и адресация к технике ювелирного искусства, в которой мастер постоянно что­нибудь сплетает, будь то звенья цепочек, детали ювелирных украшений, или ажурные узоры филигранной нити. Можно говорить и о том, что в своих произведениях Наталия Леонидовна сплетает­сочетает непривычные для этого жанра материалы – стекло, лаковую миниатюру и даже голограмму. В создаваемых ею украшениях­произведениях она сплетает бытовое с философским, подобно тому, как Борис Пастернак, чьё поэтическое двусловие стало названием этой выставки, вплетает бытовые, профанные слова в свои драгоценные, истинно ювелирные стихотворные произведения.

Не замыкаясь в рамках одной профессиональной направленности, она сплетает единую цепь из произведений, создаваемых в разных жанрах. Работает с металлом, в том числе с таким экзотическим, как «нейзильбер», в котором сплавились­сплелись два металла и получилось так называемое «новое серебро», к нему особенно лежат её рука и сердце. Наталия Леонидовна работает с натуральным камнем, умея увидеть и показать зрителю неожиданные образы в его текстуре, цвете, фактуре; создаёт свои произведения в керамике на Экспериментальном художественном комбинате, а также в технике горячей эмали.

Наталия Гаттенбергер пишет замечательные акварели, настолько живописные, что их трудно назвать «графикой». И все эти жанры нередко сплетаются­переплетаются между собой в её творчестве: акварельный пейзаж, словно под рукой Гефеста, обретает вечную жизнь в эмали, сохраняя все достоинства живописи. Цветы в вазе, написанные кистью, преобразуются в серьги, кольца, кулоны, а комочек глины превращается в загадочный «поделочный» камень, а из него – в ювелирное украшение.

Наталия Гаттенбергер необыкновенно изобретательна. Не случайно её фамилия так созвучна с фамилией другого великого человека – Иоганна Гутенберга, автора первого печатного станка, отлившего первую литеру из блестящего серебристого металла, олова. Судьбы Наталии Гаттенбергер и Иоганна Гутенберга, несмотря на дистанцию в 500 лет, переплелись и в увлечении одним и тем же видом искусства: и сам Иоганн, и даже его предки с давних времён занимались изготовлением ювелирных украшений.

Но если произведения старых мастеров поражали техничностью исполнения, то отличительной чертой произведений, созданных Наталией Гаттенбергер, не уступающих, быть может, в техничности, является образность. Именно поэтому многие её произведения трудно назвать «прикладными», ибо философическая образность выводит их за рамки этого термина.

Датами своей жизни Наталья Леонидовна сплела, соединила два непростых века, родившись в XX­м, перешла в XXI­й. За это время менялись стили и направления в искусстве, которые Наталья тонко чувствовала и отражала в своих произведениях. Но за все 60 лет творческой деятельности она не изменила главному направлению, авторскому художественному видению – глубинной содержательности образа.

Человеческая и художническая цельность, необыкновенная смелость и изобретательность, творческая одарённость снискали Наталии Леонидовне Гаттенбергер славу выдающегося художника нашего времени. Она удостоена множества наград, её произведения находятся в 27 музеях страны и мира, ей присвоены звания Заслуженного художника Российской Федерации и Почётного члена Российской академии художеств.

Взыскательный зритель наукограда Пущино сумеет по достоинству оценить работы большого мастера, истинного маэстро мирового масштаба.

Итта РЮМИНА,

куратор выставки, арт­критик, арт­психолог, член Международной Федерации художников, Международной Ассоциации арт­критиков, Европейской Ассоциации психотерапии

Обсудить тему

Введите символы с картинки*