Яндекс.Погода

среда, 22 сентября

пасмурно+6 °C

В Пущино приехал автор барельефа на здании Института биохимии и физиологии микроорганизмов

03 авг. 2021 г., 10:02

Просмотры: 174


В этом году произошло несколько знаковых событий, инициированных Пущинским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Проводятся усадебники, в конце июня мозаика на столовой «Зелёная Зона» включена в перечень выявленных объектов культурного наследия Московской области, в июле отреставрирована вывеска «Эврика» на бывшем кафетерии. Однако деятельность объединения заключается не только в сбережении исторических объектов города, но и в их изучении. Так, в июле в Пущино приехал скульптор Иван Казанский. Встреча с автором рельефа на Институте биохимии и физиологии микроорганизмов, стала ещё одним шагом в сохранении истории города.

Александр Мунзалевский

Многослойные арки и белые своды, рисующие объём своими глубиной и тенью… Рельеф в модернистском стиле, который завладевает вниманием ещё на улице, продолжается и в холле здания Института микробиологии.

28 img239 Ю.Беспалов.1976. Город_Оцифровка_Александр Иванов.jpg

Ю. Беспалов, 1976 г.

Институт биохимии и физиологии микроорганизмов. Оцифровка Александра Иванова

– В то время ещё не знали, кто такой вирус. Было непонятно, то ли это живое, то ли неживое, – рассказывает о концепции работы Иван Казанский, скульптор, действительный член Российской академии художеств. – И если вы обратите внимание, здесь такая горизонтальная полоса проходит, деление по всему рельефу, это как раз напоминание о связи живого и неживого, перетекание.

Тема взаимосвязи одушевлённого и неодушевлённого, перехода сверху вниз и снизу наверх когда-то помогла Ивану Павловичу выстроить композицию большого барельефа. А сами арки в этой абстракции, как ни странно, дань старорусской архитектуре.

– Вот эти арки, эти перспективные сокращения кругов, квадратов – это все отсылает, и это абсолютно чётко считывают специалисты и неспециалисты, люди, которые любят древнерусскую архитектуру, к владимиро-суздальской архитектуре, – говорит Мария Трошина, искусствовед, председатель Пущинского отделения ВООПИиК. – Это очень трогательно, сам автор здания, что является соавтором этой стены, Евгений Александрович Архипов, занимался после окончания Московского архитектурного института как раз-таки Владимиро-Суздальской Русью.

Даже камень, привезённый для создания рельефа (кстати, добытый по спецзаказу) – мячковский известняк, который использовался при строительстве московских храмов.

Кстати, у этого барельефа есть собрат, вернее, как называет его Иван Павлович, сводный брат в большом приёмном зале советского посольства во Франции. Но, важное уточнение, появился он уже после пущинского барельефа. Иван Павлович вспоминает одну деталь, связанную с работой на здании института микробиологии.

– Мы с Евгением Александровичем должны получить добро от начальника и бога Пущина, несмотря на то, что здесь работало много выдающихся академиков, все равно старшим был Скрябин. Тем более, это его институт. И вот, мы несём эскиз барельефа и меня Евгений Александрович Архипов наставляет: «Иван Павлович, Вы обязательно скажите Георгию Константиновичу о том, что такого нигде больше нет. Обязательно скажите». А обычно практика такова – приходишь в какое-нибудь учреждение, вопрос: «А скажите, пожалуйста, где-то ещё такое было?» Если было, то хорошо. А тут наоборот. Потому что Георгий Константинович был крайне амбициозным человеком.

Барельеф в Пущине создан в начале 70-х годов, а в середине 80-х в этом же институте появилась ещё одна работа Ивана Казанского. Как говорит сам, озорство. Это контррельефы внутри здания, на переходах между этажами – декоративные элементы на тему биологии. С тех пор автор не был в Пущине, живёт в Москве. Говорит, что сейчас его привела в город не только встреча с историками архитектуры, но и простая ностальгия.

Скульптор_3.jpg

Александр Мунзалевский

Здесь было концептуально заложено человеческое начало, говорит он о Пущине, который когда-то покорил молодого скульптора. – Я сразу влюбился. Когда первый раз здесь оказался, меня во-первых, покорила вот эта зона. Она ещё не была такой густой. И покорила сама идея, что между функциональной частью и жильём есть вот такая совершенно прекрасная зона.

Детали и особенности работы над барельефом автор рассказал для дальнейшей деятельности членов пущинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

– Сначала мы хотели встретиться с ним в Москве, поскольку он в Москве в основном живёт и немножечко за рубежом. Но потом решили пригласить в Пущино, потому что где лучше вспоминается? И было большим подарком, что он сразу же сказал: «Всё, завтра едем», – отмечает Мария Трошина. – С большой теплотой вспоминал работу с Евгением Александровичем Архиповым. И оказывается, что он получил этот заказ благодаря Олегу Ряшенцеву

– Я очень давно здесь не был, – признается Иван Казанский. – В своё время мне повезло невероятно, что я получил возможность создать барельеф, благодаря замечательному человеку, архитектору, который здесь работал с самого основания наукограда – Евгению Александровичу Архипову. Он был совершенно замечательный человек и просто ничего, кроме добрых слов, о нём сказать нельзя.

Живые свидетельства того, о чем нельзя прочитать, авторские рассказы о городе и времени, когда шла работа над рельефом, искусствоведческие детали и ответный интерес – визит был полезен обеим сторонам.

– То есть это момент, в первую очередь, конечно, исследовательский для нас, для нашего общества охраны памятников, который проливает свет на некоторые вещи, – рассказывает Мария Трошина. – Благодаря рассказу Ивана Павловича мы стали искать документы уже в другом направлении. То есть на самом деле, конечно, живые люди – это самые главные свидетели, и никакие бумаги, даже никакие воспоминания соратников не могут открыть тайны, которые связаны с созданием того или иного здания, того или иного произведения искусства вообще.

Так как Пущино – город многих институтов, впереди членов ВООПИиК ждут ещё многие открытия. И, конечно, ответ на вопрос: «Возможно ли сохранение наследия советского модернизма в современном городе?»

Диана Ларионова

Смотрите сюжет «Историческая встреча», подготовленный телеканалом «ТВС Пущино»

Обсудить тему

Введите символы с картинки*